Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Готовность к школе

Невструева Валентина Эдуардовна,
учитель-дефектолог ГБУ ДО ЦППМСП
Невского района Санкт-Петербурга
Готовы ли к школе дети?
       Психологическая готовность ребенка  к школе  прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое. В этом возрасте он как раз активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых.
     Другими словами, такое стремление к познанию называется учебной мотивацией
     Кроме того, очень важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована социальная позиция школьника.  У Вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:
  • Умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми,
  • Способен выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет.
  • Может контролировать  свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.
     Еще один компонент психологической готовности – новое отношение ребенка к себе как к школьнику. Будущее обучение должно вызывать в нем чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
     Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера. Если Ваш ребенок:
  • Умеет планировать собственные действия,
  • Способен напряженно трудиться,
  • .Умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др -то у него сформирована волевая  готовность к школе.
Что делать взрослому, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность к школе?
  • Ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав ее своей (тогда появится и желание выполнить задание, достичь цели),
  • Направлять, помогать в достижении цели, оказывать помощь толко тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сами просит о помощи взрослых,
  • Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, возможности,
  • Воспитывать стремление к достижению результата  своей деятельности в рисовании, играх, и т.д.  
       Безусловно, большую роль играет здоровье сына или дочери. Ведь чтобы выдержать нагрузку в течение урока и, тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка.
     И, наконец, основа для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие. Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овладевать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
    Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений:
  • Умение выделить учебную задачу,
  • Способности искать причины замеченного их сходства и различия предметов, явлений, и новых свойств.
     Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимость между причиной и следствием.
     К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера, к которой относятся:
  • Звукопроизношение,
  • Эмоциональная культура речи
     Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов на письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностей при чтении и запоминании стихов. Хорошо, если ребенок:
  • Выражает свои мысли ясно, четко, понятно,
  • Передает связно то, что слышал, видел,
  • Умеет выделить в рассказе главное,
  • Передает рассказ по определенному плану.
Итак, психологическая готовность к школе включает в себя:
  • Желание узнавать новое,
  • Способность  преодолевать трудности,
  • Способность доводить начатое дело до конца,
  • Умение вступать в контакт с новыми людьми,
  • Умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем,
  • Развитие внимания, мышления, памяти,
  • Развитие речи
Особое внимание уделяется:
  • Общему физическому здоровья ребенка.
  • Развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно наклеивать, рисовать и т.д.)
 
Готовы ли к школе родители?
      Попробуйте ответить на вопросы, приведенные ниже.
      Готовы ли Вы:
  • Помочь, не рассердившись,
  • Не кричать, принимать спокойно все так, как есть,
  • Не унижать,
  • Не обижать,
  • Не сравнивать  с другими своего ребенка,
  • Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
      В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребенка.
Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
  • Что он живет в дошкольном детстве, в мире игр и игрушек, мире свободного времени.
  • Он совсем не готов к тому, что ему со всех сторон говорят «надо» и «ты должен»,
  • Его работоспособность – 15-20 минут, а затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности,
  • Ему непривычно будет «быть одним из многих»,
  • Он будет более подвержен заболеваниям,
  • Ему обязательно нужен свежий воздух, после занятий и движение.
  • Вы нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять, и т.д.
  • Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, совместный просмотр фильма, поход в музей, прогулка в парке, запуск воздушного змея и т.д.
  • Ребенку нужны положительные эмоции.
  • Не забывайте заглядывать  в рюкзак своего ребенка. Если он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет …
  • Постарайтесь заранее (летом) научить ребенка открывать и закрывать дверной замок, предупредив об осторожности.
  • Заранее научите ребенка аккуратно вешать и складывать свою одежду. Переодеваться в домашнюю.
  • Берегите психику ребенка.
  • Сдерживайте свои эмоции, если ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли, не заметили и т.д.
  • Не забывайте о школьных праздниках. Ребенку будет очень обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придете на мероприятие.
  • Ребенок ждет от Вас поддержки и похвалы, даже в мелочах. Поделки ставьте на самое видное место, тетради с хорошей отметкой покажите бабушке, дедушке и др.
  • Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.
      Постарайтесь дать понять ребенку следующее: «Если тебе вдруг будет  трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями»
      Главное – понимание, любовь, доверие, забота.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ