Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рисование – билет в будущее

Гаранина Анастасия Сергеевна,
воспитатель ОДОД ГБОУ школа № 13
Приморского района 
Санкт-Петербурга

   Работа педагога-дошкольника интересна в том числе и тем, что он работает с будущим. Практически он работает (обучает, воспитывает, шутит и играет) с теми людьми, которые через 25-30 лет будут врачами, инженерами, военными и предпринимателями, будут составлять общество через несколько десятков лет. Каждый взрослый - и педагог, и родитель - конечно же хочет, чтоб его дети (воспитанники) смогли найти себя в этом мире будущего. Но при чем здесь рисование? Как ни странно, но рисование в частности, и творчество вообще, могут очень сильно помочь нынешним дошколятам оказаться востребованным в этом загадочном «Послезавтра».

   По мнению многих футурологов1 и психологов нас ждет достаточно технократическое будущее. Многие специальности исчезнут не через полвека, а в ближайшие пять-десять лет. Исчезнут, потому что люди будут заменены роботами и программами. Просто роботы не нуждаются в отпуске, им не нужен обеденный перерыв, у них нет семейных проблем, они не уходят в запой. Еще один плюс роботизации – не будет ошибок из-за пресловутого «человеческого фактора». Интересно будет посмотреть, каких именно сфер это коснется в наибольшей степени, но пока все те же футурологи обещают упразднение таких профессий, как водитель (от водителя автомобиля, до пилотов самолетов), бухгалтер и банковский клерк, билетер, охранник, почтальон и доставщик, строитель. Умные машины будут помогать моделировать и рассчитывать правильность теорий в науке. Хорошо ли это для тех, кто сейчас только собирается в школу? Татьяна Чениговская, нейролингвист, профессор СПбГУ, говорит по этому поводу следующее: «Если мы встанем на одну дорогу со сверхпрограммами, то проиграем, но есть другая дорога – искусство. Открытия в науке происходят также, как в художественном творчестве, никто не делает их с линейкой в руке, даже если это линейка-суперкомпьютер.» [3.]Из этой фразы можно сделать два важных вывода: во-первых, искусство это то, что есть и будет свойственно именно человеческому разуму, и здесь человек не может быть заменен машиной, а во-вторых, наука, в том числе математика, физика и прочие точные науки, построены на открытиях, которые сродни художественному творчеству. То есть чтобы быть успешным в обществе будущего человек должен будет уметь творить..

   В детском саду искусство представлено ИЗО, декоративно-прикладным искусством, музыкой, сценическим искусством. Литературное творчество может быть охвачено в рамках развития речи.

   Увы, успех в музыке часто ограничен музыкальными способностями, слухом, чувством ритма. Сценическое искусство тоже не для всех - многие стесняются даже произнести на публике небольшое стихотворение, а уж изображать волка! перед всеми! – только не я! На литературное творчество остается очень немного времени в жизни группы, если не ставить это отдельной целью. Рисование, лепка, изготовление подарков в течение учебного года, создание разного рода коллективных работ – это самое удобное поле для того, чтобы растить зерна творчества в детях.

   Для детей-дошкольников творчество необычайно захватывающий процесс. Само понятие «творчество», близкое со взрослым «сотворение», очень волшебно для ребенка – не было рисунка (поделки, постройки и пр.) и вот есть! И я его создал! Такое не может не нравиться. Наверное поэтому почти все дети любят рисовать. Не любят только те, кому неправильные взрослые объяснили, что он рисует неправильно…

   Здесь хочется привести слова Л. Выготского "Две вещи поразительны в детском искусстве, во-первых, это раннее наличие специальной установки, которой требует искусство и которая несомненно указывает на психологическое родство искусства и игры для ребенка. Но, во-вторых, в том, что ребенку "совершенно незнакомо важное понимание того, что сама линия одним свойством своего построения может сделаться непосредственным выражением настроения и волнения души... " [2.26]

   В некоторых современных источниках можно столкнуться с мнением, что до 6-7лет детей не стоит учить рисовать2.  Сторонники этой точки зрения, говорят о том, что рисунок это всегда самовыражение, что, если вмешиваться в деятельность ребенка, его стрессы и проблемы уйдут в плоскость поведения, что неразумные взрослые загубят гений ребенка своими клише, «правильно-неправильно» и пр. Мне кажется, что тут есть некоторое жонглирование понятиями «арт-терапия», «диагностика по рисунку» и «рисование». Но помимо самовыражения и возможности психологической диагностики, которую приводят в качестве довода, важно еще и переживание успеха ребенком, когда у него получилось похоже. Рисование, как уже говорилось раньше, свойственно детям практически в той же степени, что и игра. В коллективе дети сравнивают свои работы. Те, кто рисует красиво, как правило пользуются уважением в детском коллективе.

   Профессиональные художники, которых я спрашивала о том, как началось «это все» отвечали: с рисунков старших.
То есть мама или папа рисовали человечка. Это было так удивительно3, что ребенок стремился его повторить и у него со временем получалось. Эта радость, этот успех становились толчком для того, чтобы рисовать дальше. Самовыражение и умение справляться со стрессом при помощи рисования приходили позже, когда маленький человек умел выразить это при помощи рисунка…

   «Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» [1; 247]. Научая детей свойствам разных техник и материалов, преподаватель дает инструменты для самовыражения.

   Смотреть на мир, как художник, - это прежде всего видеть красоту и гармонию этого мира. «Смотрите какой волшебный закат! И ни капельки голубого!» «У синицы шея не видна, а у голубя во какая!» Рассмотреть, как «сделана» пестрота воробья. Рассмотреть какого цвета глаза у мамы… И запомнить. И нарисовать.

   Разговаривая с детьми про искусство, стоит их знакомить с настоящим профессиональным искусством. На репродукциях и иллюстрациях можно рассмотреть, какое значение имеют линия и цвет, как композиция помогает показать главное и второстепенное. Насколько важны детали в картине, как они помогают «рассказать историю». Очень полезен совет профессионального преподавателя о том, что в детских работах можно и нужно находить удачные решения, как на профессиональных работах. Без этой «скамеечки» дети не связывают свое рисование и картины профессиональных художников.

   Знакомство с разными жанрами рисования их особенностями помогают детям найти «свое» искусство, научиться понимать и слышать других.

   Говоря о необходимости рисования и лепки, можно еще упомянуть о развитии руки, как собственно движений, так и регулировании силы нажатия при работе с разными материалами, о развитии глазомера, способности соизмерять предметы, части тела, упорядочивать их.

 Рисование может быть просто способом познания, формирования картины мира, особенно при работе с нестандартными техниками рисования.

  Подводя итог, можно сказать, что занятия рисованием, лепкой и творчеством в целом помогают развиваться человеку сразу в нескольких направлениях: мышление, речь, память, внимание, мелкая моторика, знания об окружающем мире. Немаловажно развитие воображения и фантазии, которые так пригодится им в «послезавтра».

 «Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения, и поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения ребенка по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели.» Л. С. Выготский сказал это в 1930 году, но его слова невероятно актуальны и сегодня.

Источники:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

  2. Л. С. Выготский  Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991

  3. Т. В. Черниговская «О том, почему только искусство может спасти человечество от новых технологий», https://www.sobaka.ru/city/science/92458

1 Здесь сходятся во мнении Митио Каку, Рэй Курцвейл, Кристофер Альберг и пр.

3 Мамы и папы в некоторых случаях умели рисовать хорошо, в некоторых рисовали «как обычный взрослый», но человечки имели эмоции, интересные подробности и были маленьким чудом…

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ