Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль развития речи в дошкольном возрасте

Забродина Наталья Викторовна
       Одна из главных задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку. Эта общая задача включает в себя: обогащение и активация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, раавзвитие связанной речи.
          Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интелекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудомой деятельности.
          Основная единица языка - слово, и совершенствование речевого обращения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Таким образом, обогащение и активация словаря в общей системе речевой работы в детском саду занимают очень важное место.
          Разные стороны грамматического строя языка - синтаксис, морфологию, словообразование - ребенок усваивает постепенно (в каждом возрасте свои приоритеты).
           Все достижения ребенка в овладевании родным языком отражаются в связванной речи. 
           Серьезное внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи.
            Целенаправленная работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного з\вукопроизношения обеспечивает условия для решения задачи по подготовке детей к обучению грамоте. В процессе специальногообучения дошкольники начинают воспринимать устную речь как языковую действительность (составляют предложения, выделают в них слова, делят слова на слоги и составляют из них слова).
            В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателям - в детском саду, родителям - дома. От культуры взрослых, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.
           Особое внимание должно уделяться развитию желания и умения будущих школьников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знааний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду. Это и предметное окружение (выставки хохломы, гжели, книги, энциклопедии, альбомы с репродукциями известных картин, журналы с юмористическими рисунками и т д.) и экскурсии, и просмотр театральных постановок, кинофильмов. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Одной из составляющих развивающей речевой среды являются частые и интересные рассказы взрослых о различных явлениях и событиях. 
            Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
            Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.




 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ