Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Домбровская Наталья Дмитриевна, учитель-логопед ГБДОУ № 76

 г.Санкт-Петербурга

 

            Многие учителя-логопеды уже знакомы с книгой   «Логопедический массаж» Блыскиной Ирины Викторовны, знают об опыте успешного использования логопедического массажа  и  прошли  курсы в АППО города Санкт-Петербурга. Исходя из особенностей своей  работы, я  решила применять некоторые виды массажа по методике Блыскиной И.В.   путём  обучения  детей самомассажу.  Мною подготовлена методическая разработка по  обучению детей 5-12 лет самомассажу  ушей.

           Сегодня каждый педагог, работающий в ногу со временем, должен использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии.  Для меня, учителя-логопеда одним из направлений в этой области стало обучение детей этому виду  самомассажа и другим по методике Блыскиной И.В.

              К некоторым  видам  самомассажа во время обучения на курсах мною были написаны стихи для детей, которые  были прочитаны  и с восторгом приняты Блыскиной Ириной Викторовной и  аудиторией специалистов (учителя-логопеды, воспитатели, массажисты). Многие хотят использовать их в своей работе и ждут данной публикации.

              Стихи  помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом  речи и ритмом самомассажа, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного –  активизировать.  Если ребёнок возбуждён мы в медленном темпе проговариваем стихотворение и в таком же ритме выполняем движения и наоборот-  делаем всё в быстром темпе для расслабленного ребёнка, которого надо активизировать.

           Коллективное выполнение самомассажа и чтение стихотворения хором помогает сплотить детей, организовать их  для последующей  деятельности. Учитель-логопед может использовать эту методическую разработку во время изучения лексической темы «Части тела», «Здоровье» (для детей подготовительной группы).

               Для закрепления последовательности массажных движений разработаны мнемотаблицы,  «книжки-малышки», «карты успехов». Это облегчает усвоение материала и очень нравится детям.

             Данная  методическая разработка поможет применять  методику  Блыскиной Ирины Викторовны как самомассаж   для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Её могут использовать как физминутки, организационные моменты занятий и в свободной деятельности  не только учителя-логопеды, но и учителя начальных классов, дефектологи, воспитатели, учителя начальных классов, психологи, преподаватели ЛФК.   

         Начинать применение этой методической разработки я рекомендую с ознакомления специалистов с первоисточником (книга «Логопедический массаж» И.В. Блыскиной).   

Данная методическая разработка включает в себя:

§  Последовательность обучения детей самомассажу (для разных видов массажа),

§  Последовательность  обучения детей самомассажу ушей,

§  Беседа и рассказ  о пользе массажа ушей,

§  Словарь по лексической теме «Здоровье» (в рамках которой мы изучаем этот вид самомассажа),

§  Проект «Массаж ушей»,

§  Стихотворение «Аурикулярный массаж».

           Применяя эту методику   как самомассаж со стихотворным сопровождением,  можно не только развивать речь, её темп и ритм,  моторику, но и  улучшать протекание и формирование психических процессов (памяти, внимания…),  влиять на формирование поведения ребёнка и тем самым повышать качество его жизни. 

 

Последовательность  обучения детей самомассажу:

1.     Рассказ о пользе данного вида  массажа.

2.     Показ массажа (по желанию детей)  в стихотворном сопровождении.

3.     Учимся находить и называть части  тела, которые будем массировать.

4.     Закрепление частей тела в игровой форме.

5.     Рассказ логопеда  о пользе массажа для каждой зоны.

6.     Учимся выполнять массажные движения.  

7.     Уточнение   последовательности  движений (мнемотаблица,  книжка-малышка  «Массаж»).

8.     Самомассаж  (по мнемотаблице или  книжке-малышке).

9.     Массаж со стихотворным  сопровождением.

10.                        Закрепление   детьми навыка  самомассажа на индивидуальных, подгрупповых занятиях.

11.                        Использование самомассажа   в организационных  моментах занятий, в  физминутках  и в свободной деятельности.

Последовательность  обучения детей самомассажу ушей:

1.     Рассказ о пользе данного вида  массажа.

2.     Показ массажа (по желанию детей)  в стихотворном сопровождении.

3.     Учимся находить и называть части уха (мочка, завиток, козелок, задняя часть уха, «косточки»(сосцевидные отростки).

4.     Закрепление частей уха.

·        игра «Молчанка» (логопед называет части уха, а дети показывают  их на схеме, на фотографии, у другого ребёнка, у себя), 

·        игра «Назови части уха» (логопед или  один ребёнок показывает части уха ватной палочкой, а дети называют их),

·        с закрытыми глазами (определить часть тела по тактильным ощущениям),

·        Игра «Два –две» (согласование числительных с существительными).

·        кинезиологические упражнения (покажи правой рукой левую мочку..)

5.     Рассказ логопеда  о пользе массажа для каждой зоны.

6.     Учимся выполнять массажные движения.

·        мочку тянем и разминаем, 

·        разминаем завиток,

·        массируем внутреннюю часть уха (ямки и воронку),

·        тянем уши вверх, вниз, вперёд, назад,

·        крутим  уши  по кругу,

·        поглаживаем уши сверху вниз. 

Логопед делает ребёнку массаж и комментирует все движения, а дети по подражанию выполняют самомассаж. Какие массажные движения вам понравились?

Можно  выполнять массажные движения для правого уха левой рукой, для левого уха – правой рукой.

7.     Уточнение   последовательности  движений (составление  вместе с детьми схемы массажа – мнемотаблицы (Приложение № )  и изготовление  книжки «Массаж ушей» (Приложение № )

8.     Составление рассказа «Как делать массаж ушей» по мнемотаблице, по  книжке-малышке.

9.     Самомассаж (по мнемотаблице,  по книжке  «Массаж ушей»).

10.                       Самомассаж со стихотворным  сопровождением.

11.                        Закрепление   детьми навыка  самомассажа на индивидуальных, подгрупповых занятиях.

Для детей подготовительной группы можно  выполнять массажные движения для правого уха левой рукой, для левого уха – правой рукой.

12.                        Использование самомассажа  и массажа  в организационных моментах занятий, в    физминутках  и в свободной деятельности.

Игра «Мы массажисты» - делаем массаж друг другу, родителям…

·        Игра «Карусель здоровья» -  дети по желанию разбиваются на пары   и  делают массаж друг другу.

·         Игра «Поезд здоровья» - дети стоят в колонне  и  делают массаж друг другу.

 

                     Беседа и рассказ  о пользе массажа ушей.

Использование проблемных вопросов по ходу беседы и рассказа повышает (ускоряет процесс) осознание  детьми пользы  данного вида массажа.

1.     Показ массажа детям.

·        Беседа перед проведением массажа:

           Вопрос ребёнку:

«Сейчас я буду делать тебе массаж, а ты постарайся ощутить,  что произойдёт  с твоими ушками?

 Вопрос  всем детям:

«Ребята, вы будете смотреть массаж. Самый внимательный из вас должен заметить, что изменится после массажа?»

·        Проведение массажа одному из детей.

Вопрос ребёнку:

«Что ты почувствовал после массажа?  Какими стали твои ушки?» (ушки стали тёплыми, мягкими)

Вопрос всем детям:

 «Что вы заметили, ребята?» (Уши стали  розовыми).

Правильно, ребята, уши стали тёплыми, мягкими и розовыми.

«Кто может сказать, почему они стали такими?»

Я разогретыми, тёплыми руками разминала ушки (имя ребёнка) и передала им своё тепло.

Попробуйте растереть свои ладошки (дети растирают ладошки).

Что  вы чувствуете? (тепло).

Ушки стали тёплыми ещё и оттого, что я их разминала, гладила, крутила, растирала, тянула.

Отчего же ушки стали  розовыми?

Это оттого, что кровь по сосудам стала двигаться быстрее.

 

2.     Рассказ о пользе массажа ушей.

             Массаж – это полезные  движения руками.  Можно делать массаж спины, шеи, рук, лица…  А вы знаете, что есть еще массаж ушей? Он очень полезный.

           Надо разминать, растирать уши разогретыми  руками, крутить уши, тянуть их в разные стороны.  От массажа уши станут мягкими и тёплыми. Еще они порозовеют.  Это от того, что кровь по сосудам  будет двигаться быстрее.

    На  ушах   много «точек здоровья».

            Если  нажать на эти точки, то сигналот нихпойдёт в мозг.

Сигнал для глаз – лучше видеть.

Сигнал для ушей – лучше слышать.

Сигнал для рук, ног, позвоночника – лучше двигаться.

Сигнал для сердца, желудка и других органов – лучше работать.

Сигнал для языка – правильно двигаться и произносить чётко все звуки.

Сигнал для мозга и всего организма – лучше работать.

   Если мозг ребёнка работает хорошо, то  ребёнок становится внимательным, лучше всё запоминает, быстро решает разные задачи, красиво и правильно говорит, легко  учится читать и писать.

Если весь организм работает хорошо, то человек становится здоровее и счастливее.

          

Беседа:    Давайте подумаем, что может делать здоровый человек, и не может больной?

Ребята, задумайтесь, какой человек бывает счастливее здоровый или больной?

Кто хочет научиться делать этот полезный массаж? Для чего ты хочешь делать этот массаж?

(Я буду делать этот массаж, чтобы….) 

Я могу научить вас этому массажу.

Сначала вы научитесь делать этот полезный массаж себе, а потом своим друзьям и близким. И все будем здоровыми и счастливыми.

 

           Словарь по лексической теме «Здоровье».

Существительные: массаж, мочка, козелок,  завиток, косточки, ямки, воронка, скаладочки,  кисть, «точки здоровья»,  сигнал, мозг, подбородок, лоб, запястье, локоть,  «дорожка», ноготь,  подушечка, организм.

Прилагательные: мягкие, гибкие, тёплые,  розовые, здоровее,  счастливее, полезнее.

Глаголы: массируем, крутим, тянем, растираем, гладим, разминаем.

 

Проект «Массаж ушей».

Цель проектной деятельности:

·        Познакомить детей с массажем.

·        Познакомить детей со строением наружного уха.

·        Научить выполнять массажные движения в определённой последовательности.

·        Обучить детей самомассажу.

·        Применение массажа и самомассажа ушей.

1 этап проекта:

Знакомство с массажем ушей:

1.     Рассказ о пользе данного вида  массажа.

2.     Показ массажа (по желанию детей)  в стихотворном сопровождении.

2 этап проекта:

Знакомство с частями уха и массажными движениями:

1.     Учимся находить и называть части  тела, которые будем массировать.

2.     Закрепление частей тела в игровой форме.

3.     Учимся выполнять массажные движения.  

4.     Рассказ логопеда о пользе массажа для каждой зоны уха.

 

3 этап проекта

Обучение самомассажу:

1.     Уточнение   последовательности  движений (мнемотаблица,  книжка-малышка  «Массаж»).

2.     Самомассаж  (по мнемотаблице или  книжке-малышке).

3.     Массаж со стихотворным  сопровождением.

4 этап проекта

Использование самомассажа и массажа:

1.      Закрепление   детьми навыка  самомассажа на индивидуальных, подгрупповых занятиях.

2.      Использование самомассажа   в организационных  моментах занятий, в  физминутках  и в свободной деятельности.

 

 

Оборудование: картинки, книжки-малышки, мнемотаблицы, карты успехов.

 

 

 

 

 


Аурикулярный массаж.

 


Чтоб ничего не забывать,

Здоровым быть, внимательным,

Делайте себе массаж

Ушек обязательно.

 

Потянем мочки у себя

Большим и указательным,

Их хорошенько разомнём

Пожмём их основательно.

 

По завитку мы вверх пойдём,

Пойдём, пойдём, пойдём.

И крепко оба ушка жмём,

Жмём, жмём, жмём.

Снизу вверх, вверх, вверх

Снизу вверх, вверх, вверх

Делаем это несколько  раз

Гибкий завиток у нас.

 

Ушко разомнём внутри,

Сильным пальчиком крути,

Ямки и воронки

 Три без остановки.

 

 

Мы захватим «козелок»

Большим и указательным,

Аллергия и простуда

Отступят обязательно.

 

Хорошенечко потрём

Ушки сзади сверху вниз

Там же косточки найдём

Ты потри их,  не ленись.

 

Мы потянем ушки вверх

Вверх, вверх, вверх, вверх.

Мы потянем ушки вниз

Вниз, вниз, вниз, вниз.

В стороны потянем

Тянем, тянем, тянем, тянем.

Здоровья прибавляем.

 

Во все стороны крути

Ушки ты старательно,

Внимательным и  умным

 Станешь  обязательно.

 

 Ушки мы погладим с лаской

Нам так приятно –просто сказка.

 

 ЛИТЕРАТУРА: «Логопедический массаж» Блыскиной Ирины Викторовны. 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ