Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Советы для родителей: здоровье и мы

Основы здорового образа жизни

Гоцуляк Наталия Михайловна,
воспитатель ГБДОУ д/с  №31

 

Здоровье - одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма и соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Здоровье человека - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Когда человек здоров, он строит свою жизнь по собственным планам и легко преодолевает любые трудности. Здоровье человека - это важнейший фактор социально-экономического развития любой страны. Здоровье человека - это фундаментальная научная, межнациональная и межгосударственная категория. Официальное определение понятия "индивидуальное здоровье" - как "состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов" (Устав Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ, 1946), не находится в зависимости от самого человека, оперирует субъективным понятием "благополучие" и не учитывает изменения окружающей среды.

С понятием «здоровье» тесно связано понятие «валеология». Основоположником науки о здоровье в современном её понимании считается И.И.Брехман, назвавший эту науку «Валеологией» (лат. valeo - здравствовать, быть здоровым). В своей основополагающей монографии он утверждает, что наука о здоровье должна быть интегральной, сформированной на основе, генетики, биологии, медицины, психологии, экологии и других наук.

Согласно современным научным представлениям, здоровье человека - это его способность к саморазвитию. Раннее валеологическое саморазвитие - это целостное физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет путем самостоятельного приобретения ими знаний и навыков решения проблем своего здоровья.

Необходимость раннего валеологического саморазвития объясняется тремя причинами:

1) По данным генетики, первые сенситивные периоды развития человека приходятся на ранний возраст (1,5-7 лет);

2) По данным биологии, внутренние и внешние сенсорные потоки у малолетних детей более уравновешены, у них пока еще нет субъективных причин для заболеваний;

3) по данным психологии, в раннем возрасте, в форме непринужденной игры, проще воспитать сознательное, бережное отношение к своему здоровью, без страха к новому и глупого риска.

Эффективность механизмов сохранения и повышения резервов здоровья зависит от многих факторов. Но определяющую роль среди них, по мнению И.И. Брехмана (1990), Н.М. Амосова (1979), В. Леви (1982) и других авторитетов в области валеологии, играет нравственность (культурность) самого человека, основной характеристикой которой (в рамках поставленной проблемы) является его отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

Валеологическое отношение к себе и другим людям формируется в результате определенного педагогического воздействия. В этой связи в структуре валеологического обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по словам И.И. Брехмана (1995), состоит в “обучении здоровью с самого раннего возраста”. Педагогика здоровья — относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения. И здесь важно отметить, что здоровье детей, подростков, юношей и девушек в процессе их развития, созревания и взросления не только способно сохраняться или наращиваться, но определенным образом строится и перестраивается. Поэтому в рамках валеологии детства, отрочества и юности наиболее актуальной становится задача формирования здоровья. Отсюда, соответственно, вытекает еще один принцип валеологии — принцип формирования здоровья. Разумеется, данный принцип не следует рассматривать только в аспекте обучения управлению собственным здоровьем (точнее — валеологического образования). По нашему мнению, он имеет общепедагогическое значение. Иначе говоря, его соблюдение должно обеспечивать формирование основных компонентов здоровья детей, подростков, юношей и девушек на протяжении всей их образовательной деятельности.

Мы понимаем валеологическую культуру ребенка как совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Исхода из этого, нами были конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников. Это формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи. Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.

Также очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребёнком, широким спектром педагогических средств и приёмов.

Валеология – это наука о здоровье детей. Уже в раннем детстве следует научить ребёнка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь, потому что только такой человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров.

Работая над системой «Валеологическое воспитание детей раннего возраста» мы пришли к выводу, что очень важно пробудить у малыша интерес к самому себе, к изучению частей своего тела, гигиеническому уходу за ним, сохранению своего здоровья, формировать уверенность в своих силах, уверенность в своих действиях, формировать умение ставить собственные цели и реализовывать задуманное. Для того чтобы организовать эту работу в интересной форме, эмоционально, сохраняя радостное, весёлое настроение детей, состояние удивления от узнавания нового, необходимо было создать развивающую, физкультурно-оздоровительную среду, уголок здоровья, оформить подборку необходимых пособий, игр, игрушек, методической литературы.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ