Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование здоровьесберегающих технологий
в учебном процессе

Федорова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №133 Санкт- Петербурга

Здоровье ребёнка, обучаюшегося в школе, сохранение и укрепление здоровья - эта тема очень важна и актуальна всегда, а в наше время она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу и глубокую озабоченность у специалистов.Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. А ведь состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Многочисленные исследования, которые проводят специалисты за последние годы, показывают, что примерно 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют отклонения в состоянии здоровья.За период обучения в школе происходит наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней: растёт число близоруких детей, детей с нервно- психическими расстройствами, с нарушениями осанки. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: « Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя».

Что же такое здоровье? От чего зависят его сохранение и укрепление? Здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья.С их действием связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.Что же это за факторы риска?

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Интенсификация учебного процесса;
  6. Недочёты в существующей системе физического воспитания;
  7. Недостаточная организация системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Также причинами ухудшения здоровья детей могут быть:

  • Неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей;
  • Отрицательное влияние окружающей среды;
  • Наследственные заболевания;
  • Нарушение правил здорового образа жизни.

От здоровья жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. От того, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье детей. Необходимо учить детей с раннего возраста  ценить, беречь и укреплять своё здоровье, надо личным примером демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в школу внедряются здоровьесберегающие технологии. Они помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

  1. условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие  технологии реализуются на основе личностно- ориентированного подхода. Они осуществляются на основе личностно- развивающих ситуаций. Благодаря этому учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.Дети сами активно участвуют в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения.Здоровьесберегающие технологии- это здоровьесберегающая педагогическая деятельность, которая по- новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием. Воспитание направлено на сохранение и приумножение здоровья детей.Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей учащегося: его ума, потребности в деятельности, нравственных и эстетических чувств.

Здоровьесберегающие технологии

  • Личностно- ориентированное обучение;
  • Педагогика сотрудничества;
  • Проблемное обучение;
  • Дифференцированное обучение;
  • Безотметочное обучение;
  • Рефлексивное обучение;
  • Диалоговое обучение

Особо хочется выделить технологии личностно - ориентированного обучения. Они учитывают особенности каждого учащегося и направлены на более полное раскрытие его потенциала. К этим технологиям можно отнести проектную деятельность, дифференцированное обучение, разнообразные игровые технологии, обучение в сотрудничестве. Необходимо использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. Задачи учителя: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, к использованию различных способов выполнения заданий, создание педагогических ситуаций общения на уроке, которые позволят каждому ученику проявлять самостоятельность, инициативу, избирательность в способах работы.

Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих создать благоприятные условия для развития сильных учащихся и снять трудности у слабых учащихся. Каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, испытывает интерес к учебе, ощущает комфорт и защищённость. Все комплекты УМК, которые используют в работе учителя начальных классов, помогают реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно - ориентированного обучения.

Опыт учителей, активно использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии, показывает, что учащиеся более успешно адаптируются в образовательном и социальном пространстве, раскрывают свои творческие способности. Снижается уровень показателей заболеваемости детей, улучшается психологический климат в детском коллективе.

Литература:

  1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии.- М., 2004 г.
  2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель, 2009 г.
  3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни.- М., 1997 г.
  4. Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. Санкт- Петербург, 2000 г.
  5. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников.- М., 2004 г.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ