Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эмоциональное благополучие подростков – залог здоровья

Дубинина Нина Владимировна,
методист, заведующая музыкальным сектором
ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга

В жизни каждого народа происходят события, которые позитивно и негативно сказываются на эмоциональной окраске национального характера. Особенности его можно охарактеризовать, если принять за основу определение национального характера, как «элемент народного самосознании, представление народа о самом себе, набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций»[1]

Исторически национальной чертой культуры русского народа, как свидетельство эмоционального благополучия, выступает открытость и доброжелательность. Но в разных областях жизни российского общества последних десятилетий отмечаются кризисные состояния. Как показывает опыт повседневной жизни, наблюдается исчезновение близких доверительных отношений в семье, между друзьями, родственниками, соседями и коллегами по работе. Чаще всего страдают от этого именно подростки, находясь в возрасте психического неравновесия, неустойчивости, эмоционального неблагополучия и тревожности. Через понятие «эмоциональное неблагополучие» раскрываются затруднения в развитии эмоциональной сферы современного человека.

При этом именно психически здоровые люди дружелюбно относятся к окружающим, они отзывчивы и доброжелательны и вправе, рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны окружения. Это придает им уверенности и дает основание считать себя частью общества, свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния, не бояться быть неправильно понятыми и не принятыми. Как следствие, у человека повышается самооценка и развивается чувство собственного достоинства.

Причины кризиса подросткового возраста 12-15 лет скрываются в переходе от «детства» к «взрослости», в приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых, в развитие духовности и интеллектуального потенциала, в выборе и подготовка к профессии. И, что не менее важно, придает особое значение общению. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом, обостренная потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников. Проблема состоит в закономерно возникающих кризисных состояний в период возрастного развития 12 – 15 летних подростков, в усугублении её эмоционально неблагополучным состоянием современного общества и в недостаточном внимании к этой проблеме со стороны взрослых в повседневной жизни.

Интерес специалистов различных профилей вызывает проблема здоровья нации. Одной из главных составляющих проблемы здоровья является эмоциональное благополучие. «Наблюдается возрастание нарушений эмоционального здоровья современного человека» [2].

Л. В. Тарабакина в своей диссертации пишет, что долгое время недооценивалось роль эмоционального состояния в развитии ребёнка, поэтому, при осмыслении закономерностей эмоционального развития детей, «появилась необходимость во введении нового психологического термина – «эмоциональное здоровье» как составляющей психологического здоровья»[3].

В современном обществе накапливается дефицит общения родителей и детей. Следовательно, создается у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. А у родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Безусловно, данными проблемами интересовались многие исследователи, но каждый рассматривал их только в своей области. Так, например, Л.С. Алексеева и О.И. Волжина рассматривали данный вопрос в теоретических основах воспитательного потенциала семьи, а Т.В. Лодкина, М.М. Прокопьева в рамках концепции социально-педагогической самоорганизации семьи.

Кроме того, анализ психологической, социологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время накоплен определенный исследовательский материал по проблеме взаимодействия образовательного учреждения с семьей и в нём затрагивается вопрос становления эмоционального благополучия подростка[4] (О.А.Щёкина).

Изучению воспитательного потенциала дополнительного образования посвящены работы Т.А. Антопольской, В.А. Березиной, А.К. Бруднова и др. К разработке теоретических аспектов взаимодействия в педагогическом и образовательном пространстве обращались Н.В. Бордовская, Б.С. Герпгунский, П.И. Пидкасистый, И.И. Подласый и другие.

В то же время, как показывает опыт, сотворчество семьи и музыкального коллектива, будь то оркестр, хоровая студия или вокальный ансамбль, может способствовать повышению эффективности воспитательного процесса, приобщению к ценностям мировой музыкальной культуры, развитию личности и способности к творческому самовыражению ребёнка, подростка.

Музыка глубоко воздействует на психику ребёнка, так как позволяет переживать положительные и отрицательные эмоции. В музыке творится духовность, раскрывается душа, утверждается нравственность, прививается не только любовь к национальной культуре, но и к мировой.

Очевидно, что в решении данных задач важную роль играют учреждения системы дополнительного образования детей. Именно эти учреждения на практике реализует идеи свободного развития, образования по выбору, наиболее полно учитывают интересы личности.

В связи с этим существует необходимость развивать отношения семьи и учреждений дополнительного образования, не только на уровне согласования позиций в воспитании и обучении ребенка, но также на уровне равноправного социального и педагогического партнерства в творчестве, которое может влиять на личностное отношение ребенка к своей деятельности и к деятельности своих родителей. Поэтому необходимо понять и выстроить алгоритм создания творческого пространства, в котором будет происходить становление эмоционального благополучия подростка.

Необходимо обращать внимание на особенности эмоционального развития личности в подростковом возрасте и создавать условия влияния совместного творчества семьи и музыкального коллектива на становление эмоционального благополучия подростков.

Становление эмоционального благополучия подростка может происходить в совместном творчестве семьи и музыкального коллектива, где создаётся единое творческое пространство исполнительского сотрудничества детей и взрослых, учитываются личностные интересы участников совместного творчества и удовлетворяются реальные жизненные потребности детей в соответствии с их возрастом, сотворчество семьи и педагогов учреждения дополнительного образования строится на согласования позиций в воспитании и обучении ребенка, на равноправном социальном и педагогическом партнерстве.

Эмоционального благополучия личности это интегральное свойство психики, составляющей эмоциональное здоровья и условия для личностного развития. И именно учреждения дополнительного образования могут создать комплекс средств обеспечения процесса становления эмоционального благополучия подростков.

Список литературы

  1. Касьянова К. О русском национальном характере. М.- Екатеринбург, 2003. С. 8, 35
  2. ХолмогороваА.Б. Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман –М.: ЧеРо, 2002. – 752 с. – С. 548–557
  3. Щекина O.A. Проблема формирования единого информационного пространства образовательного учреждения / O.A. Щекина //Проблемы информатизации. – 2000.- №4, - С. 28-29.
  4. Эмоциональное здоровье школьника: Теория и практика психологического сопровождения / автореферат . 2007.

 

 


[1] [Касьянова К. О русском национальном характере. М.- Екатеринбург, 2003. С. 8, 35

 

[2] Холмогорова, А.Б. Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман –М.: ЧеРо, 2002. – 752 с. – С. 548–557

 

[3] Эмоциональное здоровье школьника: Теория и практика психологического сопровождения / автореферат . 2007.

  1. [4] Щекина O.A. Проблема формирования единого информационного пространства образовательного учреждения / O.A. Щекина //Проблемы информатизации. – 2000.- №4, - С. 28-29.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ