Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Проблемы преподавания Правил дорожного движения
в образовательных учреждениях

Козлов Юрий Иванович,
методист ГБОУ ДППО ЦПКС
«Информационно-методического центра»
Приморского района Санкт-Петербурга

Безопасность детей на дороге - проблема пер­воочередная, особенно для жителей больших городов. Первое, с чем сталкивается ученик в сво­ем ежедневном походе за знаниями, - дорога, автотранспорт и не всегда осознающие опасность своего поведения для окружающих водители. Даже до школы, расположенной внутри жилого квартала, ребенку приходится добираться среди припаркованных на тротуарах автомобилей, ча­сто к тому же выбирающихся из тесноты двора задним ходом.

В обеспечении безопасности школьника задача школы, педагога - научить ребенка правилам бе­зопасного поведения на дороге, выработать устой­чивое и сознательное отношение к выполнению достаточно простых, но жизненно необходимых правил.

Проблемы безопасности дорожного движения, обеспечение защиты жизни и здоровья человека являются неотъемлемой составляющей укрепле­ния национальной безопасности России. Дорожно-транспортный травматизм является причиной высокой смертности среди детей и молодежи, что снижает демографический потенциал страны. Ус­транение причин и условий аварийности должно стать одним из основных национальных приори­тетов.

В 1995 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Закон «О безопасности дорожного движения», в 2005 г. - федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», продолжением стала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

В доку­ментах предусматриваются мероприятия по пре­дупреждению опасного поведения участников до­рожного движения и формированию правового со­знания.

Еще в 2009 г. на одном из заседаний президиума Гос­совета Д.А. Медведев поручил правительству, министерствам образования и науки, здравоох­ранения и социального развития, юстиции и МВД России рассмотреть проблемы безопасности дорожного движения и подготовить конкретные предложения в этой области, в числе которых предусматривалось бы увеличение продолжи­тельности обучения детей в дошкольных обра­зовательных и общеобразовательных учрежде­ниях правилам безопасного поведения на доро­гах по соответствующим учебным программам. При необходимости рекомендовано внести из­менения в государственные образовательные стандарты.

Опыт работы показывает, что единых требо­ваний к обучению детей правилам безопасного поведения на дороге на сегодняшний день нет. Количество часов, выделяемых в курсе ОБЖ на изучение ПДД, никаким образом повлиять на поведение ребенка не может. Беседы, прово­димые на классных часах, носят, как правило, эпи­зодический характер, в основном перед началом каникул, и также не обеспечивают детей необхо­димыми знаниями в этой области.

По данным Всемирной организации здравоохра­нения, ежегодно в результате ДТП погибают око­ло 1,2 млн. человек и свыше 50 млн. получают ра­нения, причем на страны с низким и средним уров­нем доходов приходится около 90% всех погибших и пострадавших в ДТП. Самый высокий процент смертности от всех видов травм приходится на дорожно-транспортные происшествия. Количество же часов, выделенных на изуче­ние безопасности на дороге в курсе ОБЖ с 1-го по 11-й класс  составляет 13,2%.

Очевидно, что обучение школьников по су­ществующим программам в существующем объеме недостаточно для формирования у них системы знаний, умений и навыков, обеспечи­вающих грамотные и ответственные отношения между участниками дорожного движения. Обра­зовательные программы, наряду с решением сегодняшних проблем безопасности на дорогах, должны быть нацелены и на перспективу - почти все сегодняшние школьники - будущие во­дители и от них будет зависеть безопасность на дорогах. По официальной статистике более 80% всех ДТП происходит по вине водителей. Поэто­му изучение правил дорожного движения долж­но быть организовано на профессиональном уров­не и в полном объеме в разделе предмета «Ос­новы безопасности жизнедеятельности» или как самостоятельная дисциплина.

Детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) - основная причина детской смертно­сти в государствах Организации экономического сотрудничества и развития. К величайшему сожа­лению, это основная причина смертности детей и в Санкт-Петербурге.

ДДТТ обусловлен многими причинами, часто их совокупностью: шалостями детей на проезжей части, состоянием дорог, качеством средств регу­лирования движения, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированнос­тью детей, плохими знаниями ПДД, умениями их выполнять и т.п. В снижении количества и тяжес­ти травм детей на дорогах особую роль играет про­филактика. Ее меры разнообразны, диапазон - от индивидуального воспитания ребенка до ре­конструкции и перепланировки городских маги­стралей и города в целом.

Можно выделить несколько проблемных моментов в изучении и преподавании ПДД в образовательных учреждениях, при этом мы не делаем различия в возрасте учащихся:

1. Использование устаревших методик при обучении

2. Отсутствие в достаточном количестве современных (не обязательно компьютерных) наглядных и методически грамотных разновозрастных разработок

3. Отсутствие «детского городка»

4. Спонтанное появление в школах представителей транспортных служб для проведения бесед, «круглых столов» и пр.

5. Неумение представителей ГИБДД общаться с детьми

6. Формальное отношение взрослых к проведению встреч со школьниками

7.Нет заинтересованности у школьников на уроках по ПДД (необходим некий привлекательный для школьников «стимул» для проявления инициативы с их стороны; необходимо показать всю «нужность» и сложность системы ПДД)

8. Отсутствует возможность обучения подростков на тренажерах

9. Предлагаемые конкурсы («Безопасное колесо», стенгазет) не очень привлекательны для детей, т.к. подготовка к ним требует наличия определенных реквизитов, часто отсутствующих в школах, например, велосипедов, а предлагаемые для изучения вопросы либо некорректно составлены, либо требуют бездумного зазубривания правил для автомобилистов.

10. Часто существует формальный подход учителей к обучению детей ПДД

11. Отсутствие единых основных требований к оформлению классных «Уголков дорожной азбуки», «Уголков ПДД» и пр.

12. Отсутствие законных наказаний при нарушении школьниками ПДД (нет ответственности родителей за нарушение (незнание) их детьми ПДД; усиление действий ГИБДД на оживлённых переходах, особенно вблизи школ)

13. Может быть, стоит провести обсуждение каких-то тем по ПДД в форме дебатов, совместных рейдов, т.к. подобные мероприятия вызывают интерес у подростков (можно привлечь учащихся разного возраста для участия в необычных мероприятиях по ПДД, как в качестве участников, так и в качестве помощников организаторов с соответствующей системой поощрения)

14. Отсутствие взаимозаинтересованности/обратной активной связи «школа — ГИБДД»

15. Отсутствие «курсов» для учащихся, по окончании которых они могут посетить «учебные центры ГИБДД» (представления кинологов, тренажеры, машины, и т.д., могут получить «корочки» по знанию теории ПДД, льготу при дальнейшем обучении на курсах вождения и пр.).

Конечно, представленные выше  проблемные моменты, в той или иной степени решаются, но не так интенсивно как хотелось бы.

В заключении представим существующие и перспективные средства обучения основам безопасности дорожного движения:

Плакатыдолжны содержать сведения спра­вочного характера, необходимые учащимся. Плакаты целесообразно сгруппировать по темати­ческим блокам (модулям) программы и хранить в отдельных шкафах или на стеллажах.

Слайды (фолии) широко используются в учебном процессе. Их также можно изготавли­вать самостоятельно на прозрачных пленках (но­сителях) необходимого формата с использовани­ем компьютерной графики и других технологий.

Учебные видеофильмы и видеосюжеты из циклов «Знай и умей», «Катастрофы недели», «Вы - очевидец», «Служба спасения», «Чрезвычайное происшествие» и др. Эти материалы можно использовать в учеб­ном процессе полностью и фрагментарно.

Учебные материалы на компьютерных носителях (CD, DVDи др.) для демонстрации с помощью персонального компьютера и муль­тимедийного проектора.

Макеты и образцы приборов и обору­дования - средств безопасности дорожного движения, различных вариантов дорожной сети с разметкой, дорожными знаками, указателями, светофорами и др., которые могут использоваться в системе дошкольного, об­щего и дополнительного образования детей:игровой макет (в помещениях), уличный детский городок, Массогабаритные макеты и натурные образцы, Игровые макеты дорожной сети с разметкой, дорожными знаками, светофорами и т.д., Детские электромобили, велосипеды, самокаты, макеты автомобилей, дорожных знаков, светофоров.

Компьютерные обучающие программы и пособия - учебники, мультимедиаэнциклопедии и другие электронные обучающие ресурсы - могут применяться в рамках традиционных ме­тодов и дистанционном обучении. Примеры таких программ: Электронная библиотека наглядных пособий по ОБЖ (Издательство «Дрофа», ООО «Кирилл и Мефодий»), Безопасность на улицах и дорогах (НТЦ «Поиск-21»), Электронная библиотека наглядных пособий по безопасности дорожного движения (Фирма ООО «Эконавт»).

Круп­нейшие отечественные производители учеб­но-методических пособий по тематике безопас­ности дорожного движения: ОАО «Медиус» (бывшее «Медучпособие»), Российское научно-производственное объеди­нение (РНПО) «Росучприбор», Производственное объединение «Зарница», Фирма ООО «Эконавт», НТЦ «Поиск-21».

Вряд ли найдется учитель, которого нужно убеждать в необходимости обучения школь­ников безопасному поведению на дороге. Учебно-воспитательная работав этом направле­нии получила нормативную регламента­цию. Приказом Минобрнауки РФ от 19 октября 2009 г. № 427 в федеральный компонент государ­ственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования внесены дополнения об обязательном изучении правил безопасности дорожного движения. Дополнения ФГОСа повышают злободневность предлагаемого материала. При этом на уровне регионов также принимаются меры по изучению правил дорожного движения. Как пример, в Санкт-Петербурге с 2009 года, внедрена программа учебного модуля «Дорожная безопасность» по курсу ОБЖ для учащихся 5 - 9 классов (учебные пособия по правилам и безопасности дорожного движения «Дорожная безопасность» для 5, 6, 7, 8, 9 классов» (авт. Данченко С.П., Форштат .Л.) и «Методические рекомендации по правилам и безопасности дорожного движения в помощь учителям по проведению уроков в 5, 6, 7, 8 и 9 классах» (авт. Григорян Н.В., Данченко С.П., Форштат М.Л.).

Таким образом, выводы очевидны:

·      обучение правилам и безопасности дорож­ного движения должно стать обязательным и не­прерывным, начиная с дошкольного возраста и заканчивая вузом;

·      количество учебных часов должно быть со­образным решаемой проблеме;

·      содержание учебных программ должно со­ответствовать принципиально новой концеп­ции обеспечения безопасности дорожного дви­жения, согласно которой:

-       необходимо изучение психологии поведе­ния участников дорожного движения. Поведение участника дорожного движения должно быть предсказуемым и управляемым;

-       необходим поиск истинных причин ДТП, а не фиксирование их последствий;

-       требуется не механическое заучивание ПДД, а проникновение в смысл и формирование умения сознательно применять их;

-       должно быть осознанное, а не принудитель­ное законопослушание;

-       обязательно взаимное уважение участни­ков дорожного движения.

Только комплексное решение представленных выше проблем всеми заинтересованными сторонами может улучшить состояние обучения и преподавания вопросов ПДД в образовательных учреждениях.

Знание ПДД, умения и навыки выполнять их нужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на до­роге на всю последующую жизнь.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Кто на сайте

Сейчас 1825 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте