Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС

Гречищева Лилия Сергеевна

«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её усвоению»
В.Г. Белинский

Сегодня в нашей стране  большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время  активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.

Стандарты второго поколения ориентированы на замену знаниевой парадигмы в обучении на компетентностную, когда школьники усваивают не сумму знаний и умений, а учатся получать, анализировать, перерабатывать эти знания – овладевать универсальными учебными действиями, позволяют достичь метапредметных, предметных и личностных результатов образования.

Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определенной суммой знаний, умений и навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим сосбой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности со знаниями, умениями и навыками составляет компетентность выпускника.

Ребенок должен научиться самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Из пассивного потребителя знаний, обучающийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

     Основную сложность в преподавании химии вызывает уменьшение объема времени, выделяемого на изучение химии в новом региональном базисном плане (2 часа в неделю в 8 и 9 классах и по 1 часу- в 10-11 классах на базовом уровне) что, безусловно, не позволяет в полном объеме отрабатывать тренировочные задания и решать задачи.В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес обучающихся к предмету. С другой стороны, ежегодно обучающиеся выбирают химию для сдачи ЕГЭ и поступления в профильные ВУЗы.

     Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность и  обучать расчетам путем максимального включения теоретических знаний. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта познания через проблемно-исследовательскую деятельность по химии.

Ведущей целью моей педагогической деятельности является создание условий для успешной самореализации обучающихся, формирования активной жизненной позиции посредством приобщения их к опыту созидательной разносторонней деятельности и социального творчества в рамках интегрированного образовательного пространства.

           Целями изучения химии в школе являются:

Ø  Формирование умения видеть и понимать ценность образования,

значимость химического знания независимо от профессиональной деятельности человека; умение различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

Ø  Формирование целостного представления о мире, представления о

роли химии в создании современной естественно-научной картины мира, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), используя для этого химические знания;

Ø  Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и

самопознания, ключевых навыков (компетентностей), имеющих универсальное значениедля различных видов деятельности – решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

     Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день достаточно полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского,

А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,

А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция УУД также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение обучающимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания и технологий естественно-научного образования  предполагает и анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и межпредметные коммуникативные навыки в рамках интеграции учебных предметов – химии, физики, биологии, географии.

Формирование компетенций  происходит средствами содержания образования. Поэтому актуальной для себя считаю миссию учителя химии: «развитие творческой  личности обучающихся, готовой к решению нестандартных проблем в любой ситуации, самостоятельному поиску и получению новой информации, а также формирование у обучающихся опыта самообразовательной деятельности.»

В парадигме личностно-ориентированного развивающего обучения я использую в своей работе элементы нескольких технологий, применяю оригинальные методические приемы,  которые часто сочетаются, комплексируются, проникают один в другой. Например:

v  интегрированное обучение помогает формировать учебно-познаватель-

нуюкомпетенцию,  развивать познавательный интерес к предмету. Межпредметные связи (химия, биология, экология, география, ОБЖ) позволяют рассматривать на уроках химии вопросы влияния химических веществ на окружающую среду и организм, а также формируют практические навыки учащихся в работе с химическими веществами. Комбинированный подход снимает монотонность урока и позволяет поддерживать интерес к обучению, способствует расширению кругозора обучающихся, ориентирует их на выбор будущей профессии. При проведении таких уроков происходит экономия рабочего времени на изучение данного учебного материала, высвобождаются часы для решения расчетных задач или изучения более сложных тем.

v  Проектно-исследовательские технологии позволяют учиться на

собственном опытеи опыте других в конкретном деле. В процессе выполнения проектов ученики создают продукт собственного труда и переживают успех.  В результате они овладевают основами исследовательской деятельности и воспитывают в себе значимые качества: контактность, целеустремленность, организованность, предприимчивость, планировать и распределять деятельность, адаптироваться к изменяющимся условиям.

v  интерактивное обучение успешно формирующееинформационную

компетенцию. Процесс усвоения учащимися новых знаний сегодня напрямую связан с умением школьника пользоваться информационными технологиями, работать на компьютере, в Интернете, находить и критически перерабатывать необходимую информацию. При использовании интерактивных информационных методов характер деятельности и учителя, и ученика меняется. Учитель выступает не только в качестве источника информации, но и в большей степени как наставник, помощник, консультант, а ученик от простого восприятия информации из уст учителя переходит на путь самостоятельного поиска и выбора информации, её осмысления, переработки и практического использования.

v  проблемное обучение формирует  ценностно-смысловую компетенцию.

Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Изучение неорганической и общей химии сопровождается созданием на уроках проблемных ситуаций и постановкой проблемных вопросов.

Дискуссии и «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций и позволяют устанавливать  причинно-следственные связи явлений и объектов, видеть целостную картину мира, формировать тем самым у ребят способность к самостоятельным оценочным суждениям по существу исследуемой проблемы.

Данные методы обучения я применяю при изучении вопросов связанных с получением химических веществ в промышленности, принципов химического производства.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Кто на сайте

Сейчас 2959 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте