Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

С марта 2017 года принимаются заявки на опубликование материалов в электронный журнал «Экстернат.РФ», которые, впоследствии будут размещаться в РИНЦ.

  1. Периодичность издания – 1 раз в квартал.
  2. Материалы необходимо оформлять в соответствии с правилами:
  1. Материал направляется вложенным файлом в форматах . или . по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. В поле «Тема» указать: Экстернат.РФ. В теле письма указывается телефон для связи (по желанию) и тип материала, из нижеприведенного списка:
  • научная статья
  • редакторская заметка
  • рецензия
  • материал конференции
  • тезисы доклада на конференции
  • сообщение
  • обзорная статья
  • аннотация
  • научный отчет
  • разное
  • не определен
  1. Срок подачи материалов:
  • I квартал – до 15 февраля
  • квартал – до 15 мая
  • квартал – до 10 сентября
  • квартал – до 15 ноября
  1. Стоимость размещения материалов:
  • научная статья и материалы конференции на 5 листах (минимум) – 1200 руб. Каждый следующий лист – 120 руб.
  • прочие материалы на 3-х листах (минимум) – 700 руб. Каждая следующая страница – 120 руб.

Требования к оформлению научной статьи

 

  • Редакция принимает к рассмотрению оригинальные статьи объемом от 5 до 12 стр. авторского текста(без списка литературы, рисунков и таблиц), оформленного в соответствии с требованиями к авторскому оригиналу.
  • Сведения об авторе статьи, аннотация к статье и ключевые слова принимаются на русском и английском языках (публикуемые статьи участвуют в статистике РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).
  • Авторы несут полную ответственность за содержание материалов. Представляемый материал должен быть оригинальным и не должен быть опубликован ранее в других печатных изданиях или передан в другие редакции. Редакция журнала оставляет за собой право отклонить или отправить авторам на доработку материалы, оформленные с нарушением установленных требований.

Требования к авторскому оригиналу

  1. Текст рукописи представляется в формате Microsoft Word for Windows (тип файла – документ Word).
  2. Все поля страницы – 2 см, отступы в начале абзаца – 1 см.
  3. Текст статьи должен быть набран шрифтом Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5; страницы должны быть пронумерованы внизу страницы с выравниванием по правому краю, при этом нумерация страниц размещается исключительно в поле колонтитула.
  4. Общие требования к набору текста статьи:
  • между инициалами имени и отчества пробел не ставится, между инициалами имени-отчества и фамилией обязателен пробел;
  • кавычки по всему тексту должны быть одинаковые «» (ёлочки). Единственное исключение, когда встречаются кавычки в кавычках, тогда используются «""»;
  • . Суммарное количество таблиц и рисунков не должно превышать 10 шт. Структура таблицы должна быть ясной и четкой, каждое значение должно находиться в отдельной строке (ячейке таблицы).

Все графы в таблицах должны быть озаглавлены без использования сокращения отдельных слов, кроме общепринятых. Табличный материал должен быть представлен без использования сканирования, цветного фона, жирных рамок. Обязательно наличие подписей к таблицам.

Альбомная ориентация страницы не допускается.

  •  Рисунки размещаются как в самом тексте рукописи, так и в отдельных оригинальных файлах (формат –  jpg,  разрешение — не ниже 300 пикс/дюйм, для фотографий, графиков — не ниже 600 пикс/дюйм). В отсканированных рисунках текст должен быть четким. Всем таблицам необходимо давать сквозную нумерацию. Наличие подрисуночных подписей обязательно.
  • , созданные в «Microsoft Word» принимаются в виде, доступном для редактирования. Рисунки не должны выходить за пределы формата страницы. Всем диаграммам необходимо давать сквозную нумерацию и подпись. Альбомная ориентация страницы не допускается.
  • оформляются через редактор формул «Microsoft Equation 3». Длина формул не должна превышать 80 мм. Размеры символов в формулах: обычный – 10 pt, крупный индекс – 7 pt, мелкий индекс – 5 pt., буквы латинского алфавита набираются курсивом, буквы греческого и русского алфавита – прямым шрифтом, математические символы cos, sin, max, min и т.д. прямым шрифтом. Размер формулы должен быть 100%. Не допускается преобразование формулы в формат рисунка. После каждой формулы должны стоять запятая или точка в соответствии с контекстом. Номер формулы пишется в круглых скобках у правого поля страницы на уровне формулы. Нумеровать следует только те формулы, на которые есть ссылки далее по тексту. Размерность всех характеристик должна соответствовать системе СИ.
  • Список цитируемой литературы составляется в порядке ссылок по тексту статьи. В самом тексте порядковый номер источника заключается в квадратные скобки. В библиографической ссылке страницы являются обязательным элементом. Если ссылка приводится на отдельное издание (например, монографию), то указывается общее количество страниц (например, 345 с.); если приводится ссылка на статью в журнале, или на статью в сборнике, то указывается начальная и конечная страницы, на которых находится данная статья (например, С. 17–19). Ссылки на конкретные страницы даются по ходу текста в квадратных скобках после номера источника через запятую (например, [1, c. 23, 34], [3, c. 2–7]); если источников несколько, они отделяются друг от друга точкой с запятой (например, [1, c. 23, 34; 5, с. 8] [3; 6; 12]). В списке литературы не должно быть источников, которые не упоминаются в тексте статьи. В списке цитируемой литературы одной ссылке должна соответствовать только одна статья. Категорически не допускается объединение нескольких источников в одной ссылке. В список цитируемой литературы необходимо включать ссылки на базовые статьи по тематике исследования.

Структура рукописи

  1. Полное название научной статьи (на русском и английском языках)
  2. Фамилия, имя, отчество автора полностью.
  3. Информация об авторе (ученая степень и звание, организация, город, страна).
  4. Ключевые слова (приводятся на русском и английском языках). При выборе ключевых слов основным критерием является их потенциальная ценность для выражения содержания документа или для его поиска. Оптимальное количество ключевых слов – от 5 до 9, друг от друга ключевые слова отделяются точкой с запятой.
  5. Аннотация на русском и английском языках должна содержать краткое изложение концепции статьи.
  6. Основная часть статьи. Статья должна быть структурирована по следующим разделам:
  • должно содержать краткий анализ известных по предмету исследования сведений, доступных из литературы и подтверждающих актуальность работы, и заканчиваться четкой формулировкой цели работы. Таким образом, во введении должны быть представлены: краткий литературный анализ, обоснование актуальности и формулировка цели работы.
  • Основная часть включает следующие разделы:
  • Методика исследований / Образцы и методы исследований (для теоретических статей и статей гуманитарной направленности раздел может отсутствовать). В этом разделе должна быть исчерпывающе представлена информация о том, какими методами испытаний и исследований руководствовались авторы при проведении исследований.
  • Результаты эксперимента (раздел может быть дополнительно структурирован и содержать подзаголовки)/ Результаты исследований
  • Обсуждение результатов (для статей гуманитарной и теоретической направленности раздел может быть объединен с предыдущим)
  • Основные результаты / Основные результаты и выводы / Выводы
    • (при необходимости). Заключение должно содержать описание предпосылок и пути дальнейших исследований и работ, в том числе по внедрению полученных результатов.

 

7.Список цитируемой литературы (не менее 5-10 источников). Список литературы приводится в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, название образовательной организации, адрес электронной почты), предоставляемые ими для публикации в журнале, становятся доступными для неопределенного круга лиц, на что авторы дают письменное согласие фактом подписания соответствующего заявления, содержащегося в составе сопроводительных документов к статье в редакцию. Публикация указанных сведений осуществляется в интересах авторов с целью полного и корректного учета публикаций и их цитирования соответствующими библиографирующими организациями и обеспечения возможности контактов авторов с научным сообществом.

Личная информация, предоставляемая авторами журналу помимо перечисленных выше сведений, включая дополнительные адреса электронной почты и номера телефонов, будет использоваться исключительно для контактов с авторами в процессе подготовки статьи к публикации. Редколлегия обязуется не передавать данную личную информацию третьим лицам.

Международная система единиц, СИ (фр. Le Système International d’Unités, SI) — система единиц физических величин, современный вариант метрической системы.

 

Требования к оформлению статей для конференций

  1. К публикации принимаются статьи объемом не менее 5 страниц машинописного текста
  2. Для набора текста, формул и таблиц следует использовать редактор Microsoft Word для Windows. Параметры текстового редактора: все поля по 2 см; шрифт Times New Roman, размер – 14; межстрочный интервал – 1,5; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1 см; ориентация листа – книжная. Рисунки, выполненные в MS Word, не принимаются. Все рисунки и таблицы, должны быть пронумерованы и снабжены названиями или подрисуночными подписями.
  3. Оформление заголовка на русском языке: (прописными, жирными буквами, выравнивание по центру строки) НАЗВАНИЕ СТАТЬИ; на следующей строке (шрифт жирный курсив, выравнивание по правому краю) – Ф.И.О. автора статьи полностью; на следующей строке (шрифт курсив, выравнивание по правому краю) – ученое звание, ученая степень, название образовательной организации, должность, место работы, город (сокращения не допускаются); на следующей строке (шрифт курсив, выравнивание по правому краю) – E-mail для контактов. Если авторов статьи несколько, то информация повторяется для каждого автора.
  4. Оформление заголовка на английском языке: та же информация повторяется на английском языке.
  5. Аннотация на русском и английском языке не более 600 знаков (считая с пробелами) для аннотации на каждом языке.
  6. Ключевые слова (приводятся на русском и английском языках) отделяются друг от друга точкой запятой.
  7. Через 1 строку – текст статьи.
  8. Через 1 строку - надпись «Список литературы». После нее приводится список литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 (пример оформления). Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: [1, с. 277]. Использование автоматических постраничных ссылок не допускается.

Образец оформления текста статьи

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

Иванов Иван Иванович

Воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № --------- района, Санкт-Петербурга

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

DIAGNOSTIC TOOLS TO IDENTIFY THE CHARACTERISTICS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
RULES OF CONDUCT ON THE ROADS

Ivan Ivanov

Educator State budget preschool educational institution kindergarten № --------- district,

 St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

Цель. Метод. Результат. Выводы.

ABSTRACT

Background. Methods. Result. Conclusion.

Ключевые слова: правила, дошкольный возраст.

Keywords: foul, preschool age.

 

Требования к оформлению статей для сборника

  1. К публикации принимаются статьи объемом не менее 3 страниц машинописного текста.
  2. Для набора текста, формул и таблиц следует использовать редактор Microsoft Word для Windows. Параметры текстового редактора: все поля по 2 см; шрифт Times New Roman, размер – 14; межстрочный интервал – 1,5; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1 см; ориентация листа – книжная. Рисунки, выполненные в MS Word, не принимаются. Все рисунки и таблицы, должны быть пронумерованы и снабжены названиями или подрисуночными подписями.
  3. Оформление заголовка на русском языке: (прописными, жирными буквами, выравнивание по центру строки) НАЗВАНИЕ СТАТЬИ; на следующей строке (шрифт жирный курсив, выравнивание по правому краю) – Ф.И.О. автора статьи полностью; на следующей строке (шрифт курсив, выравнивание по правому краю) – ученое звание, ученая степень, должность, место работы, город (сокращения не допускаются); на следующей строке (шрифт курсив, выравнивание по правому краю) – E-mail для контактов. Если авторов статьи несколько, то информация повторяется для каждого автора.
  4. Аннотация не более 600 знаков (считая с пробелами)
  5. Ключевые слова отделяются друг от друга точкой запятой.
  6. Через 1 строку – текст статьи.
  7. Через 1 строку - надпись «Список литературы». После нее приводится список литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: [1, с. 277]. Использование автоматических постраничных ссылок не допускается.

Образец оформления текста статьи

Патриотическое воспитание кадетов на уроках ОБЖ

Иванов Иван Иванович

Учитель ОБЖ, Санкт-Петербургский кадетский корпус,  Санкт-Петербург

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

АННОТАЦИЯ

Цель. Метод. Результат. Выводы.

Ключевые слова: фазовые характеристики; цепь.

Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. «Цитата» [1, с. 35]. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.

Таблица 1.

Название таблицы

  •  

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

Текст

 

Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. «Цитата» [2, с. 35]. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.

 

 

Рисунок 1. Название рисунка

 

Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.

 

Список литературы:

  1.  Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – №10. – С. 76–86.
  2.  Кузнецов А.Ю. Консорциум – механизм организации подписки на электронные ресурсы // Российский фонд фундаментальных исследований: десять лет служения российской науке. – М.: Науч. мир, 2003. – С.340–342.
  3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  4. Логинова Л.Г. Сущность результата дополнительного образования детей // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. интернет-журн. 21.10.03. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 17.04.07)

 

Комментарии  

+1 #1 Паршина Наталья Александровна
Воспитание толерантности у младших школьников на внеурочных занятиях
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеурочной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Цель данной работы – попытка понять, какую роль в жизни ребёнка играет толерантность, раскрыть вопросы, касающиеся её как особого качества личности, пути развития толерантного сознания и установок у младших школьников.
О сущности терпимости
В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном словаре иностранных слов» даётся следующее определение толерантности: «Тоleгаntia (лат.)- терпимость, терпение, устойчивость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность – иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».
С.И. Ожегов даёт следующую трактовку терпимости: «Терпимость – терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый - такой, что может терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру».
Терпимость как психологический феномен имеет достаточно короткую историю изучения в зарубежных и отечественных исследованиях, где обозначается термином «толерантность».
Педагоги М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук понимают под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических достижений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей, но не отказывающийся от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает способность человека реализовывать свои личные интересы и уважительное отношение к позициям и ценностям других людей.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышается конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Содержание воспитания толерантности
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении с другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
Е.Ю. Клепцова пишет о том, что в то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться с искажением научных данных или сведений, экспериментально доказанных.
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Происходящее в России перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих её народов, привели к межэтническим и межнациональным конфликтам.
В этой связи особое внимание необходимо обратить на воспитание у детей терпимого отношения к представителям других наций.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, искусства, праздников и т.д.
Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование толерантности. Методика воспитания этого качества личности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Педагогам необходимо знать и учитывать:
• индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности семейной культуры;
• национальный состав коллектива учащихся;
• проблемы в отношениях между детьми и их причины;
• культурные особенности окружающей среды.
Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм и методов воспитания у школьников толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.
Методы воспитания толерантности
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
В зависимости от того, на какую сущностную сферу человека влияет педагог, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук выделяют следующие методы воспитания толерантности у школьников.
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.
В качестве примера можно привести беседу с детьми о сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и стыд и др.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Внушение является важным фактором распространение лозунгов – суждений, в которых предельно кратко, но точно определяются отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.
Метод внушения может реализовываться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?».
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.
Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понятна другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказаться методы требования и упражнения.
По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные:
• требование – совет;
• требование – игра;
• требование – просьба;
• требование – намёк;
• требование – одобрение.
К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
Для воспитания толерантности гораздо менее эффективны прямые требования.
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
В сфере саморегуляции необходимо формировать совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, добропорядочность. Способствует этому использование метода коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Личностный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.
Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
В предметно – практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Например, дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое – либо задание педагога. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Экзистенциальная сфера помогает человеку вступать в определённые отношения с другими людьми. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволяют вести себя непорядочно бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, ещё лучше – решать так называемые дилеммы Л.Кольберга.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Такие дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.
Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Также рефлексия предполагает и выяснение отношений к себе окружающих и выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Таким образом, выделены следующие доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации, метод дилемм и рефлексия.
Приёмы воспитания толерантности
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности воспитателя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.
Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.
Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.
Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в группе.
Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп.
Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Приём «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».
Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.
Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.
Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.
Приём «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.
Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения ученика к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.
Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.
Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая им интересна, переносят события в новые условия, по - своему интерпретируют смысл происходящего и т.д.
Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций учащихся с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.
Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по группе.
Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)
Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные или иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.д.)
Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному ученику, может быть неприемлем для другого.
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности
Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.
Общей для родителей и педагогов является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако, очень часто именно родители сеют зёрна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такое негативное отношение к людям другой национальности.
В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Перевоспитать родителей вряд ли удастся, но откорректировать их действия по отношению к ребёнку возможно.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Знакомство с семьёй школьника педагог может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что педагог сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка.
Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением учащихся. Для младших школьников можно предложить нарисовать рисунки или написать сочинение на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».
Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности.
Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу.
1. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение дискуссий («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои родители» и другие подобные темы), творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей.
2. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье через, проведение семейных праздников, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье.
3. Организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т.д.), выполнение семейных заданий по учебным предметам.
4. Проведение праздников семьи.
5. Проведение совместных занятий.
6. Создание совместных объединений по интересам.
Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.
Заключение
Младший школьный возраст – важнейший период в психо – социальном развитии человека. В этом возрасте ребёнок включается во взрослую жизнь, формирует сою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества это значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.
Проведённая научно – исследовательская работа позволила определить необходимость воспитания толерантности у детей, раскрыть пути развития толерантного сознания у младших школьников, определить формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитании толерантности у учащихся.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ