Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по литературе

Анализ второго действия комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Волокитина Светлана Вячеславовна
Цели урока:
-Повторить теоретический аппарат, «драматическую азбуку»
- Повторить содержание 1 действия и проанализировать 2-е действие
-Определить тему, проблему и проблематику произведения
- Понять внутренний мир героя, поведение, смысл поступков, чувства
- Формировать навык выразительного чтения и чтения по ролям
-Раскрыть психологию поведения героя в экстремальных жизненных условиях
- Развить эстетический вкус учащихся
Ход урока:
I Здравствуйте, мои дорогие!
Я рада Вас приветствовать. Надеюсь, вы не забыли, что на прошлом уроке предметом нашего пристального внимания было замечательное творение Н.В. Гоголя «Ревизор». Сегодня мы продолжаем разговор об этой комедии, продолжаем знакомство с ее героями. Но сначала нам необходимо повторить «драматургическую азбуку».
Для того, чтобы вспомнить самые важные понятия, которые знает любой образованный человек, мы сыграем с вами в игру «Обратная связь»: я буду говорить вам значение слова, а вы должны его отгадать и записать в тетрадь. Один из Вас будет выполнять это задание у доски. У доски будет работать тот, кто первым ответит на вопрос: о ком говорится в реплике?
- Так как я знаю, что за тобой, как за умным человеком всяким, водятся грешки, потому что тот человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руке.
(о городничем)
II Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, приготовьтесь внимательно слушать и отгадывать.
Словарный диктант.
  • Объявление о предстоящем спектакле. (афиша)
  • Краткое указание автора, описывающее поступки героев, интонацию, жесты. (ремарка)
  • В переводе с лат. слово это означает возражать. Это лаконичное высказывание, ответная фраза в диалоге. (реплика)
  • Слово это произошло от греч. – действие. Один из основных родов литературы, отражающий жизнь в действии, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц. (драма)
  • Произошло от слияния двух слов: веселая толпа и песня. Разновидность драматического произведения, в основе которого осмеяния общественного несовершенства. (комедия)
  • Если дословно перевести на русский язык, получится – «песнь козла». Это драматическое произведение, в основе которого неразрешимый конфликт личности с жизнью или с самой собой. (трагедия) Слайд
(Слова можно отгадывать вслух, еще раз проговаривая, можно сразу записывать в тетрадь. Важно проверить орфограммы). Слайд
Запись на слайде. (работа устная)
Молодцы, Вы прекрасно справились с заданием.

 
III Если Вы помните, на прошлом уроке мы оставили наших героев в страшном волнении.
? Какое же событие, центральное в 1 действии, так напугало их?
- Известие о том, что приедет ревизор.
Действительно, занавес открывается и городничий сообщает «пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
? Какую роль в композиции комедии играет 1 действие?
- Это экспозиция.
Именно из 1 действия мы узнаем о страшном известии, именно 1 действие знакомит нас с  жителями города и очень ярко характеризует каждого из них. 
Верно, 1 действие – экспозиция, во всей полноте открывающая нам быт и нравы провинциального российского городка.
? Почему чиновники напуганы?
Потому что в городе беспорядок, хаос, каждый на своем месте творит произвол. За каждым водятся грешки. (примеры из текста)
(Ответы учеников)
Правильно, чиновники боятся ещё и потому, что живут они в уездном городе, откуда «хоть три года скачи ни до какого государства не доскачешь». И если уж в такую глушь посылают ревизора, значит до столицы дошли слухи, значит это донос.
? Какие распоряжения дает городничий?
- Примеры из текста
Землянике: «…Вы сделаете так, чтобы всё было прилично: колпаки были бы чисты, и больные не походили бы на кузнецов», «над каждой кроватью написать по-латыни всякую болезнь: когда кто заболел, какого числа».
Амосу Федоровичу:...
Луке Лукичу:…
Почтмейстеру:…
Квартальному: …
Примеры из текста приводят ученики
Распоряжения эти серьезные, носят характер глубоких реформ или нет?
Это сиюминутные приказания, отданные с тем, чтобы пустить пыль в глаза ревизору, создать иллюзию благополучной жизни.

 
? Что придает развитию 1 действия стремительность?
- Добчинский и Бобчинский зашли в трактир закусить семги и увидели молодого человека «недурной наружности в партикулярном платье».
В нем они узнали ревизора: «и дни не платит, и не идет». «Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу…да, так он и в тарелки нам заглянул…»
Верно, у страха глаза велики, «испуганные вестью о ревизоре, Добчинский и Бобчинский взгляд ревизора приняли за серьезную ревизию.
Введение Темы IV
 
Молодцы, мы вспомнили события 1 действия. Сегодня мы познакомимся с действием вторым, с его героями.
Слайд  с темой урока.

 
ЦУ. Наша задача быть не просто внимательными читателями, но и увидеть это действие с позиции режиссера. Мы будем следить за развитием действия. Постараемся открыть, где завязка сюжета комедии.
? Кто же герои  второго действия?
- Хлестаков, Городничий, Осип, Бобчинский и Добчинский.
? Кто открывает 2 действие?
-
ЦУ
Слуга Осип разлёгся на барской постели и произносит свой монолог.
Как автор характеризует Осипа? (ПОСМОТРЕТЬ В ЗАМЕТКАХ)
Ученики зачитывают заметку автора
Сейчас вы услышите этот монолог в исполнении нашего актёра (ученика). Послушайте внимательно и подумайте
? В чём значение монолога Осипа? Почему именно этот монолог открывает 2 действие?
V Подготовленное  чтение монолога Осипа (у доски, в театральном костюме). Дать прочитать мальчику с актерскими способностями!
Рецензирование Вам понравилось чтение и игра ученика? Справился ли он с заданием?
- В монологе Осипа дана характеристика Х, которого мы еще не видели. Это наше заочное знакомство. В то время как городничий и все чиновники принимают Хлестакова за ревизора, Осип перед читателями и зрителями разоблачает его ещё до появления на сцене.
Верно, и, начиная с этого момента, читатель и зритель всё время воспринимают как двойной сюжет: один – с точки зрения действующий лиц, другой – со свой собственной.
Ещё очень важно, что Осип – фигура живая, выхваченная из русской действительности. Своим отношением к Хлестакову, он раскрывает не только его, но и себя самого.
Мостик «…Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора» - говорить Гоголь в своей статье «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»!» слайд
? Итак,  кто же он такой Иван Александрович Хлестаков?
-





ЦУ

-

ЦУ
Хлестаков – петербургский чиновник, который едет в Саратовскую губернию к отцу, в деревню. Это человек, праздно прожигающий свою жизнь.
Вспомним, как его характеризует автор в заметках для господ актеров
слайд
 
Вот так пишет о Хлестакове удивительный писатель и поэт В.В. Набоков: «Сама фамилия Хлестакова гениально придумана, у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, безумности. Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понять, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай». Слайд
Очень много иллюстраций  вызвал в жизни образ Хлестакова. Все они очень разные. Сейчас мы увидим акварель Кардовского  Дмитрия Николаевича. Это  Русский и советский график и педагог, профессор. Академик ИАХ. Заслуженный деятель искусств РСФСР. СЛАЙД
Подумайте: каким художник увидел Хлестакого?
Посмотрите, каким увидел Хлестакова художник Кардовский. Всё в его акварели смягчено, неопределенно. Полуприкрытые глаза Хлестакова затуманились от сознания собственного великолепия. Кардовским осмеяны претензия и неуклюжее франтовство. Что это? Определение на слайде! Это Склонность франтить, щегольство.
Как одет Х? Детали портрета? Каким его показывает художник?
Хлестаков: элегантные перчатки только подчеркивают потертость, несвежесть его одежды, дурно сшитый фрак. Хлестаков как будто спрашивает нас: «Ну, как? Не правда ли, я очень недурно выгляжу?». Неопределенность выражения, пустота, позерство – вот главное в Хлестакове с точки зрения Кардовского. Техника акварели помогает художнику подчеркнуть призрачность, туманность Хлестакова.
 
Для того, чтобы глубже понять характер этого героя, мы проанализируем его поведение. Откройте второе явление второго действия. Мы прочитаем его по ролям. Обратите особое внимание на ремарки.
? Подумайте над вопросом: почему Хлестаков терпит оскорбительное для него поведение Осипа?
Каким тоном Осип говорит с Хлестаковым? Какой должна быть при чтении интонация?
Как ему отвечает Х?  Почему?
Хлестаков терпит такое поведение Осипа потому, что он чувствует вину перед слугой. Часто из-за него Осип остается голодным. Хлестаков также понимает, что нуждается в Осипе, в его помощи. Он понимает, что Осип прав.
Чтение по ролям второго действия второго явления у доски.
Рецензирование Понравилось вам чтение наших актеров? Как по-вашему, удалось им передать характеры доверенных им персонажей?
- ...
? Как характеризуют Хлестакова его монологи в 3 и 4 явлениях? О чем думает Хлестаков, оставшись наедине с собой? Кого винит в затруднительном материальном положении? О чем мечтает?
Фрагмент спектакля 3 Явл. Ввести (28:45) "Ревизор" 1952 год
Какие слова являются ключевыми в монологе 4 явления? Как они характеризуют Х?
- Истинные стремления Хлестакова: сыграть роль повыше той, что предназначена его положением. (цитата)
Его мечты все в одном русле: казаться богатым, могущественным. В своих трудностях винит не себя самого, а пехотного капитана, и при случае снова сыграет в карты и спустит все деньги. Хлестаков предстает перед нами как человек в высшей степени легкомысленный.
Действительно, главное в поведении Хлестакова казаться, а не быть. Окружить себя бутафорией, маскарадом.
?Беседа Что сообщает Осип в 7 явлении?
- «Там зачем-то городничий приехал, уведомляется и спрашивает о вас».
? Как Хлестаков реагирует на известие о визите городничего?
- Он напуган, Хлестаков уверен, что его заберут в домовую тюрьму.
Верно, и ремарка подсказывает нам его состояние (испугавшись)
Встреча городничего и Хлестакова – центральное событие 2 действия.
В начале урока я говорила вам, что сегодня мы не просто внимательные читатели, но и режиссеры, и актеры. Так вот пришло время попробовать себя в этой роли, новой для нас.
Это важная и интересная работа – расположить героев по отношению друг к другу в пространстве, продумать жесты, мимику героев, декорации – это называется мизансцена. 
Запишите в тетрадь это новое слово.
(Учитель делает запись на доске).
Мизансцена – расположение действующих лиц в пространстве по отношению друг к другу.
Говоря словами выдающегося режиссера Станиславского, мы попробуем сейчас вообразить, «что бы мы делали, если бы в реальной жизни очутились в положении, которое предлагается герою». Итак, представьте, что вы – режиссер театра.
VI Как бы вы показали встречу Хлестакова и городничего: как обставлена комната в гостинице Хлестакова? Какое у него выражение лица в момент, когда входит городничий, с каким выражением лица входит городничий?
ЦУ
 
 
?
Смотрите внимательно, вглядывайтесь в каждый жест и слушайте, попытайтесь уловить оттенки интонации.
Подумайте, о чем свидетельствует разнообразие интонации в речи городничего? Как меняется отношение друг к другу городничего и Хлестакова? (33:00-38:00)
ВИДЕОЗАПИСЬ.
? Вам понравилась игра актеров?
? О чем свидетельствует разнообразие интонаций в речи городничего?
- Очень много реплик «в сторону». Городничий знает, что можно и чего нельзя сказать собеседнику. Он человек гибкий и довольно проницательный.
Всё верно. Эти ремарки говорят о напряженной работе ума городничего, старающегося провести, перехитрить «ревизора». Обычаи среды, долгая служба выработали в нем плутовство, неискренность.
Обратите внимание, что ни во внешнем виде, ни в поведении Хлестакова нет ничего, что заставило бы принять его за ревизора.
? Почему же городничий принял «фитюльку» за лицо значительное?
-
 
!

 
1. Случайное совпадение (письмо + приезд Хлестакова)
2. Доказательства Бобчинского и Добчинского – «денег не платит…» 
Это для городничего серьёзные аргументы.
Видимо так вели себя все ревизоры, с которыми раньше сталкивался Антон Антонович. В душе его поднимается страх, он им ослеплен.
Гоголь мастерски высмеивает ту действительность, в условиях которой человек преглуповатый мог стать на короткое время сановником, заставить других надеяться, трепетать от страха. Еще одна деталь, убеждающая его: раз берет взятку, значит имеет право.
? Как и почему меняется отношение Хлестакова и городничего друг к другу?
- Изначально герои боятся друг друга, а городничий еще и пытается угодить начальству. Хлестаков боится тюрьмы, городничий – «ревизора». Каждое слово городничего, которым он пытается смягчить гнев ревизора, еще более усиливает страх Хлестакова, а его сопротивление принимается Сквозник-Дмухановским за окрики грозного начальства.
Городничий с установкой, что ревизор явится инкогнито, принимает истинное лицо Хлестакова за искусную маску. В итоге герои приходят к соглашению.
? Как устанавливается контакт?
- Когда городничий понимает, что городские неполадки не интересуют «ревизора», он успокаивается, потом узнает, что Хлестаков нуждается в деньгах, это его ободряет. За годы службы он привык к определенной четкости действий: предложить взятку = уладить конфликт. А Хлестаков своим странным поведением смутил его.
Мы видим как из ничтожества рождается власть, перед которой трепещут ее сотворившие.
?Итог Какую роль в композиции пьесы играет 2 действие?
- Первая встреча Г и Х - Это завязка комедии, после этой сцены действие пьесы получает ускорение, начинает стремительно развиваться.  Почему?
ДЗ
 
 
РЕФЛЕКСИЯ

 
Запишите, пожалуйста, домашнее задание.
1. Читать 3 действие.


 
Если бы Вы были актером, какую роль во 2 д. вы бы хотели сыграть?
Итог Итак, урок наш подошел к концу
Вы прекрасно работали. Еще раз показали то, что вы внимательны к художественному произведению, к его героям, к его композиции, к его языку. Спасибо за работу. (оценки) 
До свидания.
Литература
  • Литература в 8 классе. Г.И. Беленький. Методические советы. М., Просвещение 1993 г.
  • Э.Л. Войтловская «Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарии».
  • Докусов, Маранцман «Комедия «Ревизор» в школьном изучении».
  • «Изучение творчества Гоголя в школе» под ред. Л.И. Тимофеева и Колокольцева. М., 1954 г. Ст. Воробьева «Комедия Гоголя «Ревизор» в практике изучения ее в средней школе».
  • Литература 8 класс. Пособия к учебнику-хрестоматии
    Комплекс обучающих заданий для работы с учениками. М., 1997 г. 
    Сост. Беленький.
 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ