Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Система уроков литературы в 6 классе
«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина»
в рамках формирования функциональной грамотности

Чеснова Мария Генадьевна
1.Введение. Что такое функциональная грамотность?
            Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
2.Что значит функциональное чтение?
             Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
Поиск информации
Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.


3.Чему мы должны научить детей?
1.Выделять  главную мысль  текста или его частей.
2.Понимать информацию, содержащуюся в тексте.
3.Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
4.Применять информацию из текста в изменённой ситуации.
5.Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
 
4. Как научить?
Приёмы осмысления текста
  • Постановка вопросов к тексту
  • Составление сводной таблицы
  • Представление текста в форме тезисов
  • Представление текста в виде графической схемы
  • Составление плана
  • Комментированное чтение
  • Логическое запоминание
Урок 1. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник произведения.
  • История создания
  •  Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. (Прежде чем знакомиться с летописным источником, вспоминаем, что такое летопись и от теоретических вопросов приходим к проблемному: чем нам могут быть интересны летописи?). Это мотивирует к более внимательному осмыслению летописного источника. Видео 1
  • Летописный источник «Песни о вещем Олеге»
  • Чем Пушкина могла поразить летописная история? ( Позволяет соотнести свой жизненный опыт с полученной информацией) Видео 2
  • Лексическая работа. Объясняем устаревшие слова. Информацию ученики получают из обучающего видео https://www.youtube.com/watch?v=-Px6ycwBvJA «Исторический комментарий к "Песни о вещем Олеге"» В рамках работы по формированию читательской грамотности  эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий также актуальны толковый и  энциклопедический словари. Видео 3.
  • Домашнее задание. Читать «Песнь о вещем Олеге» Прием «Двойной дневник».
Что вас поразило в балладе?
Какие эпизоды взволновали более всего?  Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то текст дома, вне учебной аудитории. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно,   возникли определенные  аналогии из предыдущего опыта. Что-то  просто озадачило или вызвало в  душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило  записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
 
Урок 2.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Анализ произведения.
  • Проверка домашнего задания. Видео 4.
  • Отличаются ли события летописи от событий, описанных в балладе Пушкина? (Сопоставление и соотнесения старой и новой информации).  Видео 5.
  • План произведения. (Умение выделять смысловые части произведения, определять главную информацию). Видео 6.
  • Почему же Олег принимает смерть от коня?(Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей).Видео 7.
Урок 3.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Особенности произведения.
  • Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Слайд 1.
  • Работа с изобразительном — выразительными средствами.
  • Соотнесение прочитанного с иллюстративным материалом. Литература тесно связана с другими видами искусства. Изобразительное искусство  - хороший помощник в формировании читательской грамотности школьника. Есть множество технологий, помогающих развить навыки смыслового чтения при помощи иллюстративного материала. Например,прием  «прогнозирования»: предложить ученикам иллюстрации к произведению до начала знакомства с текстом и попросить их предположить, каков сюжет произведения. Или  предложить ученикам упорядочить иллюстрации согласно сюжету. Но во время изучения «Песни...» я решила использовать другую технологию.
  •  «Режиссерский комментарий» . Подобрать к иллюстрациям цитаты, которые соотносятся с эпизодами, изображенными на иллюстрациях. Этот прием позволяет перевести  прочитанный текст на язык графики или живописи, так ученики понимают, информация может быть представлена в разных видах и формах, а иллюстрации являются своеобразным комментарием к художественному тексту.  Видео 8.
5. Заключение.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ