Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Система уроков литературы в 6 классе
«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина»
в рамках формирования функциональной грамотности

Чеснова Мария Генадьевна
1.Введение. Что такое функциональная грамотность?
            Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
2.Что значит функциональное чтение?
             Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
Поиск информации
Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.


3.Чему мы должны научить детей?
1.Выделять  главную мысль  текста или его частей.
2.Понимать информацию, содержащуюся в тексте.
3.Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
4.Применять информацию из текста в изменённой ситуации.
5.Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
 
4. Как научить?
Приёмы осмысления текста
Урок 1. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник произведения. Что вас поразило в балладе?
Какие эпизоды взволновали более всего?  Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то текст дома, вне учебной аудитории. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно,   возникли определенные  аналогии из предыдущего опыта. Что-то  просто озадачило или вызвало в  душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило  записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?
 
Урок 2.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Анализ произведения.
Урок 3.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Особенности произведения. 5. Заключение.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».