Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль внеклассного чтения в личностном развитии младшего школьника

Александрова Евгения Николаевна,
ГБОУ гимназия № 192, «Брюсовская гимназия»
Калининского района Санкт-Петербурга
  1. Постановка проблемы и ее актуальность
       Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения  один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
      Дети стали меньше читать — это факт. По данным 2020 года, только 28% учащихся назвали чтение своим хобби. А в 1998 году этот показатель составлял 49%. В связи с этим у учителей и родителей все чаще появляются вопросы о том, как привить ребенку любовь к чтению.  В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь
        В современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с (научно-популярной, художественной) книгой и тем влиянием, которое приобретают другие средства информации (телевидение, видео, кино). Сегодня именно они, а также компьютерные программы заменяют подчас хорошую книгу. Как прямое следствие этого происходит:
      1) недооценка книги как средства познания окружающего мира;
      2) снижение интереса к самостоятельному чтению.
      Специалисты убеждены в том, что привитие любви к чтению возможно лишь до определённого возраста – до 9 лет. Затем сформировать эту привычку будет сложно или даже невозможно.  Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление — гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность, это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?
       Психологи утверждают, что любовь к чтению в основном прививают в семье. Трудно с этим не согласиться. Но не стоит недооценивать роль учителя в данном вопросе. В современном мире родители детям уделяют недостаточно внимания ввиду разные причины, поэтому, я считаю, что привить любовь к книге возможно   в учебной и во внеурочной деятельности. В данной работе представлено описание моей работы с учащимися начальной школе по работе с книгой.

 
  1. Содержательная часть  
         Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники. Чтение выступает необходимым компонентом деятельности человека. Особое значение становление навыка чтения приобретает в начальной школе, когда создаётся база для усвоения всех школьных дисциплин
       От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или не желания учиться читать, от умения найти свой круг чтения, во многом зависит успех его настоящего и его будущего, ибо без опоры на чужой благожелательный и в то же время беспристрастный опыт нельзя найти себя и своё место в жизни.   Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Для чего нужно уметь читать?
1. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.  Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.
2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.
3. Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.  
4. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. В настоящее время традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей пришла другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.
5. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.
     Каковы же причины нежелания детей читать?
  1. Слишком раннее начало обучению чтению
  2. Принуждение к чтению
  3. Наличие альтернативы получения эмоций, впечатлений и информации
  4. Доступность информации
  5. Негативный пример взрослого
  6. Обилие интернета
  7. Отсутствие дома интересных книг
  8. Скучная читальная программа. 
          Что же по решению данного вопроса может сделать учитель? Интерес к книге не появляется на пустом месте, без чтения книги. На протяжении многих лет я практикую в своей работе совместное чтение книг с учащимися своего класса. Читаем мы вместе всем классом одну книгу. У каждого ученика на парте имеется свой экземпляр книги. Дети могут использовать книгу из домашней библиотеки, из школьной библиотеки. Также можно книгу распечатать или приносить в класс электронную книгу. Любой вариант наличия книги приветствуется. Задача: к установленному дню принести книгу. Это своего рода игра для детей, но цель игры одна: привить интерес к чтению и показать, что книги доступны в любом виде. И вот наступает день, когда у каждого на парте книга.
      Знакомству с книгой предшествует знакомство с автором данной книги (интересные факты из биографии) и истории создания книги. Первую главу всегда читает учитель выразительно вслух. Далее использую в своей работе разные виды чтения и работы с текстом. (см. Приложение 1).  Главное, читать в день небольшое количество текста, непременно обсуждать прочитанное, высказывать свои предположения о дальнейшем развитие сюжета. Задание на дом обязательно: прочитать текст книги, который помещается под двумя ладошками ученика, увеличивать и уменьшать текст нельзя. Работает прием запрета.  Как показывает практика, многие читают текст дальше. На следующий день (именно день, а не урок) дети приходят в класс и в процессе обычной беседы обсуждают с ребятами под руководством учителя прочитанное дома. Затем опять погружаемся в мир книги.
       Читать и обсуждать книгу необходимо каждый день.
       Как обсуждать с ребёнком прочитанное?
1. Выяснить перед чтением или во время чтения трудные слова.
2. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное? Чем?
3. Что нового узнал?
4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
5. Какие слова и выражения запомнились?
6. Чему научила книга?
7. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
     Хорошо, если ребёнок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление.
      В своей практике использую немного приемов по работе с прочитанным текстом. Считаю, что разнообразие приемов может сыграть отрицательную роль при привлечении детей к чтению.  Данная методика позволяет учащимся в непринужденной форме читать книги, обсуждать прочитанное. Чтение становится значимым фактором в жизни детей.
        Большую роль при чтении играет словарная работа. Многие тексты русских, советских и современных авторов содержат непонятные детям слова. Работа над толкованием данных слов и выражений очень значима для понятия смысла текста. Часто задаю задание узнать дома значение непонятных слов. Родители с удовольствием объясняют детям (например, слова октябрята, пионеры совсем неизвестны нашим детям, а родители могут объяснить значение этих слов, основываясь на собственный жизненный опыт). Таким образом совместное чтение книги в классе становится и значимым для родителей. Совместное чтение всегда сближает.
     Одним из самых любимых заданий у моих учеников является задание на сравнение содержания книги и содержание мультфильма или художественной экранизации данного произведения.
     Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяю приём прерванного чтения: учитель дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребёнку самому дочитать рассказ. С этой же целью задаю задание прочитать дома текст, когда родители заняты делами (вяжут, шьют, готовят обед) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сёстры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, выразительного чтения в совместных вечерних встречах особенно дорог малышу свой близостью сопереживания. Навык чтения должен быть значим в повседневной жизни ребенка.
     При чтении, особенно совместном, семья имеет возможность оказывать влияние на формирование у ребёнка культуры чувств, умения радоваться, печалиться. Для этого важно соблюдать возрастной подход при выборе книг для чтения детей, не разрешать читать книги, которые не соответствуют возрасту. Ребёнок может не понять книгу и составить о ней неправильное мнение.
 
Книги, рекомендуемые для совместного прочтения в классе.
  1. Волков А.М. «Волшебник изумрудного города» и др.
  2. А. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  3. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
  4. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
  5. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
  6. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
  7. А. Линдгрен «Мио, мой  Мио!»
  8. Е. Ильина «Четвертая высота»
  9. Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»
  10. В. Осеева «Рассказы»
 Список книг можно составить, учитываю предпочтения ваших детей. На этапе знакомства с книгами необходимо показать разные жанры.  Как показывает практика, к концу 4 класса ученики уже определяются со своими предпочтениями в чтении.
 Приложение 1
  1. Выразительное чтение учителем
  2.  Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  3. Чтение цепочкой по предложению.
  4. Чтение цепочкой по абзацу.
  5. Чтение вполголоса.
  6. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  7. Чтение, ответы на вопросы.
  8. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль.
  9. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.
  10. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  11. Нахождение в тексте выводов.
  12. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  13. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  14. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  15. Чтение по ролям.
  16. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  17.  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело и т.д.
  18.    Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  19.   Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  20.     Чтение, пометка непонятных слов.
  21.    Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором).
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ