Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогическая технология развития вокально-хоровых
умений детей старшего дошкольного возраста
 

Стефчук Римма Геннадьевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 83
Красносельского района Санкт-Петербург 
Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачены зря. Можно привести слова Протагора: «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».
Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности (Гогобиридзе А.Г., Деркунская В.А.).
Описанная ниже педагогическая технология развития вокально – хоровых умений детей старшего дошкольного возраста может реализовываться на музыкальных занятиях.
Цель - формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских навыков детей, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации.
Исходя из цели педагогической технологии, был выдвинут ряд задач:
  • Обучать способам певческих умений (естественность, звуковедение, дикция, интонирование, дыхание).
  • Запоминать, исполнять большинство песен, разученных в течение года;
  • Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам);
  • Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить отмечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;
  • Способствовать выразительному, исполнению песен различного характера;
  • Настраивать старших дошкольников на осознанное использование в певческой деятельности музыкально-сенсорного опыта, приобретенного в течение обучения;
  • Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье;
  • Охранять, беречь голос детей.
Этапы педагогической технологии развития вокально – хоровых умений детей старшего дошкольного возраста может реализовываться на музыкальных занятиях.
1 этап (чувствуем и познаём): основан на способности детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном детстве и даёт возможность прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности.
2 этап (Интонирование и певучесть): направлен на развитие певческой интонации, и теперь уже певческого голоса.
3 этап (певческие умения): происходит работа над разучиванием песни и её качественным исполнением.
На первом этапе основная задача - привести осанку ребёнка в правильное положение перед началом пения. Для этого используются стихотворения с яркими образными сравнениями (авторские упражнения М. Картушиной). Для того чтобы детям было интересно, нетрудно и понятно используются сказка С.А. Коротаева и стихотворные формы артикуляционной гимнастики О. В. Кацер и М. Картушиной, которые не требуют специальной логопедической подготовки.
У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания, поэтому развитие певческого дыхания следует осуществлять через речевое дыхание, так как способ выдоха более длительный и экономный. Чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких, поэтому допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить: интонации различной высоты (куковать, мяукать, тикать, капать); интонации звуковысотной направленность (крик, смех, плач, вой). Результатом таких игр является:
  • возможность послушать и почувствовать свой голос;
  • расширение диапазона речевого и певческого голоса;
  • развитие интонационного и фонематического слуха;
  • подготовка ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.
Развивающие игры с голосом могут быть использованы как динамические паузы, так как помогают выплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление.
На втором этапе основная задача - формирование координации слуха и певческого голоса, при которой возможна точность воспроизведения музыкальных звуков. Дыхательные упражнения под музыку – помогают овладеть навыком певческого дыхания и включают в себя: звуковые дыхательные упражнения с движениями; попевки с использованием дыхательных упражнений. Эти упражнения помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, укрепляют нервную систему.
Вокально - артикулящионные упражнения направлены на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции. Георгий Струве пишет: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь всё важно: умение открыть рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».
Далее можно использовать пропевание скороговорок в различном темпе, ритме, характере. Хорошо проводить этот вид деятельности, не сидя на стульях, а в кругу с передачей какого- либо предмета, игрушки, или жеста (музыкальные скороговорки можно найти в сборнике «Весёлый разговор» составитель М. М. Погребенская).
Большое значение в работе над артикуляцией и дикцией имеет использование музыкальных пальчиковых игр, которые сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Современной наукой доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Непринуждённость, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов. Для задействования большего количества рецепторов, находящихся на пальцах используются пальчиковые игры с предметами, которые одеваются на палец.
Точно интонировать все дошкольники не могут, редко встречаются дети с хорошей интонацией, чаще преобладает средняя интонация, когда дети частично искажают мелодию, часть детей можно отнести к «гудошникам», которые поют в диапазоне двух-трёх звуков. Начинать работу над точностью интонирования определённых звуков и интервалов необходимо с понятия высоты звука. Хорошей основой является «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, в котором представлены короткие песенки на каждый интервал. Для наиболее эффективной работы можно использовать наглядные пособия, в которых движущиеся детали показывают изменения высоты звука.
Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада. Важно научить детей ощущать тонику и находить её самостоятельно, для этого используются: музыкальные приветствия; игры – добавлялки; музыкально – дидактические игры и наглядные пособия с движущимися деталями, позволяют проследить мелодическую линию, изменить её и получить варианты мелодий. Используется «Комплект наглядных пособий» к сборнику «Вокально – хоровая работа в детском саду М. Ю. Картушиной, и музыкально – дидактические игры разработанные самостоятельно.
- Певческие импровизации – очень эффективный метод развития ладового чувства. Дети имеют небольшой музыкальный опыт, поэтому обычно не могут придумать оригинальные мелодии и часто просто подражают взрослому или друг другу, но нужно радоваться уже самому желанию ребёнка принять участие в импровизации. Импровизация способствует раскрепощению детей при условии, что педагог обязательно будет хвалить ребёнка за любое проявление творчества, так как далеко не каждый ребёнок способен спеть один в присутствии группы детей.
Исполнение песни в одном темпе, слаженно - непростая задача для дошкольников. Особенно в младшем возрасте, когда малыши ещё не умеют петь, прислушиваться к пению товарищей, дети могут петь с отставанием от общего хора до одного-двух тактов. Почувствовать единение с товарищами помогут игры, основанные на движении. Скорость движения музыки дети лучше всего поймут, если прочувствуют её своим телом (Игры «Мы едем на автобусе», «Поезд», «Сороконожки» и т д.).
Вся вокальная работа в дошкольном возрасте должна строиться на негромкой динамике. Недопустимо, что бы дети кричали, что чаще всего происходит, когда дети поют forte. Крик с осторожностью допустим только в речевых играх. Основой воспитания детского голоса должна быть выработка активного piano. Причём при работе над тихим звучанием надо руководствоваться принципом « piano – это тихое forte. Это значит, что дыхание, и звукообразование должны быть также активны, как при пении forte. Для работы над динамикой очень хорошо подходят игры по принципу «Эхо».
На третьем этапе основная задача - накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух; научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом.
Процесс работы над песней проходит в течение 7-8 занятий, это процесс достаточно длительный. Что бы песня быстро не надоедала детям музыкальный руководитель должен понимать, чего он хочет добиться от детей в данный момент, уметь ставить конкретные задачи и подбирать методические приёмы интересные детям. Работа над песней состоит из нескольких этапов: знакомство с песней, разучивание песни, закрепление песни. На каждом из этапов хорошо использовать игровые методы обучения, что сделает этот трудоёмкий процесс интересным.
Знакомство с песней начинается с выразительного исполнения песни педагогом. Можно использовать игровые методы О.В. Кацер, исходя из текста и содержания, с использованием образных движений, театрализации, музыкальных инструментов. Далее идёт разучивание в удобной тисситуре, по мелодическим фразам, и вначале без сопровождения.
Разучивание песни. Для быстрого запоминания можно использовать следующие приёмы: проговаривание текста в ритме песни негромко или шёпотом; фразу начинает петь педагог, а затем повторяют дети (пение «эхом», игровой приём уже известный детям с первого речевого и второго певческого этапа); использование мнемотаблиц или иллюстраций выставляемых на фланелеграфе; пение в диалоге с педагогом (игра «Я и вы»); игра «замри» (с остановкой на сложном слове или звуке).
Закрепление песни. Только многократное повторение даёт прочность усвоения песни, и для того чтобы не потерять интерес детей на этом этапе, требуется вариативность заданий при повторении за счёт способа звуковедения, динамики, тембра, эмоциональной выразительности.
Прежде чем приступить к реализации данной технологии следует провести диагностику детей. Голоса детей в дошкольном детстве делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской (главный показатель типа голоса), общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания.
Общий диапазон - это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса. Примарный диапазон - это область наиболее свободного, естественного и красивого звучания, которая находится в середине общего диапазона. При первичной диагностики можно рекомендовать следующие методики:
  • тест на продолжительность дыхания и задержку дыхания при вдохе;
  • -беседу для выяснения особенностей голоса (тембр, диапазон, сила голоса);
  • -игру с картинками, для определения звуковысотного слуха (ребёнок выбирает карточку в соответствии с изображением высоты звука);
  • упражнение «Пой со мной», в котором при повторении мелодии за педагогом определяются музыкально – слуховые представления.
По результатам диагностики дети делятся на три группы: дети с высокими, средними и низкими голосами. Если есть возможность, то лучше проводить занятия по подгруппам, если нет, то учитывать эти голосовые особенности в пении (например: исполнять куплет детям с высокими голосами, припев детям с низкими голосами, или, наоборот, в зависимости от мелодии песни). Данные диагностики можно занести в таблицу.
Таким образом, результатами освоения программы выступают:
Дети:
  • Дети поют естественным, голосом, владеют приёмами звуковедения, правильно используют своё дыхание;
  • При исполнении мелодии точно её интонируют и исполняют ритмически верно;
  • Дикция детей чёткая и правильная;
  • Песни выученные в течение года могут исполнить выразительно, эмоционально передав её содержание;
  • Бережно относятся к своему голосу, правильно его используют;
  • Исполняют песни в повседневной жизни в детском саду, семье;
Родители:
  • Повышение интереса к музыкальной деятельности детей;
  • Радость за певческие достижения детей;
Педагоги:
  • Включение музыкально – дидактических игр в развивающую среду группы;
  • Использование развивающих игр с голосом, ритмо-интонационных игр и пальчиковых игр на занятиях в группе.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ