Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Музыка как средство всестороннего развития ребёнка

Сургутская Евгения Евгеньевна,
музыкальный руководитель МАОУ
Заревская СОШ с УИОП, г. Домодедово, с. Растуново
Всё то, что получает ребёнок в период дошкольного детства, во многом определяет, что приносит он обществу в будущем. И чем раньше музыка войдёт в жизнь ребёнка, тем глубже и прочнее это искусство займёт место в его душе. Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребёнка, её интересы и способности. Психологические исследования показывают, что большая часть приобретённого в этот период, усваивается исключительно быстро, и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.
Давно известно, что ранее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности: эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребёнка. Совсем маленькие дети способны по-разному эмоционально откликаться на весёлую или спокойную музыку: сосредотачиваться, затихать при звуках колыбельной и оживляться, улыбаться при весёлых, плясовых мелодиях.
Цель влияния музыки на воспитание детей – это, прежде всего, приобщение музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребёнка очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребёнка, побуждать к эстетическим переживаниям, вести к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно быть всеобщим и всесторонним, гармонично развивающим все стороны личности ребёнка.
Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирования личности ребёнка, активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживании, становится средством общения между детьми.
Музыкальный опыт детей должен быть простым, но достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильное музыкальное воспитание обеспечивает разносторонность их музыкального развития: через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, через эмоциональное сопереживание. Ребёнок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явление.
Влияние музыки на разностороннее развитием формирования личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим.
Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребёнка, достигается тогда, когда используется все формы организации музыкальной деятельности детей.
Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, происходит формирование музыкальных способностей каждого ребёнка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: вход, приветствие, музыкально ритмические упражнения, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, игры на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально-дидактические игры, подвижные игры, танцы, хороводы, и т.д. Музыкальные занятия объединяют детей общими действиями, учат культуре поведения, требуют определённой сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Самостоятельная музыкальная деятельностей детей будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретённых на занятиях. Праздники, развлечения, досуги пройдут успешнее и интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы, игры дети исполняют выразительно и непринуждённо.
Музыкальное воспитание личности ребёнка особо осуществляется на праздниках и развлечениях. Развлечение является важным средством всестороннего развития и способствует проявлению положительных качеств личности ребёнка, повышает заинтересованность, активность детей ко всему, что предлагается им, помогает также создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческую выдумку. Систематические проводимые развлечения в детском саду обогащают жизнь ребёнка, способствует более полному и гармоническому их развитию.
Утренники в детском саду занимают особое место в системе музыкального воспитания и формирования личности ребёнка. Именно на утренниках художественная деятельность детей наиболее разнообразна: торжественные шествия, перестроения, хороводы, пение, инсценировки, игры, танцы, выразительное чтение стихотворений, исполнение музыкальных произведений, яркое, красочное оформление музыкального зала и многое другое. Всё это создаёт у детей приподнятое настроение, вызывает искренние чувства. Особую роль на утренниках играет музыкальное искусство: обладая большой силой эмоционального воздействия, оно влияет на детей и создаёт соответствующие торжественное настроение.
Музыка в детском саду звучит не только на утренниках, на занятиях, но и в повседневной жизни детского сада. Использование музыкальных произведений в часы приёма детей, досугов, на прогулке, занятиях, обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует развитию самостоятельной творческой инициативы. Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, также физкультурные занятия, активирует детей, значительно повышая качество выполняемых ими упражнений, организуя коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнение упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Ребёнок и здесь учиться воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.
Влияние музыки в повседневной жизни детей в условиях детского сада определяется чётким руководством со стороны воспитателей и музыкального руководителя. Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. В часы досуга дети поют вместе воспитателем знакомые им песни, воспитатель занимается и отдельными детьми, помогает им освоить игру на детских музыкальных инструментах или сложный элемент танца. В свободное от занятия время дети часто устраивают игры, в которых влияние музыки отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальные занятия», «день рождения», дети вспоминают и исполняют музыкальные произведения, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, подбирая их, при возможности, на музыкальных инструментах.
Музыка оказывает своё воспитательное влияние и воздействует и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участках организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые ими песни, водить хороводы. Успех всей этой работы во многом зависит от воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя. Гораздо быстрее и интереснее будет воспринимается сказка детьми, если при первоначальном её пересказе используется музыкальные произведения, детские музыкальные инструменты. Это позволяет детям понять характер героев, особенности персонажей сказок. Влияние музыки также помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.
Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребёнок делает первые обобщения и сравнения: определяет общей характер пьес.
В музыкально ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец народная пляска, пантомима и особенно музыкально игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой либо персонаж, используя выразительные движения, мимику слова. При этом наблюдается определённая последовательность: ребята слушают музыку, музыка влияет на них, после они распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Основная задача формирование личности ребёнка в детском саду является всестороннее и гармоническое развитие. Музыкальное воспитание ребёнка – это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие ребёнка – это результат формирование личности ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности.
Задачи музыкального воспитания ребёнка подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности и строятся с учётом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путём развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.
Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении и формирование личности ребёнка. Через музыку дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ